Имена героев, погибших у любытинской деревеньки, остаются неувековеченными
На днях в паблике «Водогон — новгородская деревушка», где публикуются воспоминания о населённом пункте и близлежащих к нему окрестностях, — я натолкнулась на тему воинского захоронения у деревни Горушка.
Одна из подписчиц группы поделилась информацией о том, как её прабабушка вместе с другими местными жителями во время войны по ночам перетаскивала убитых красноармейцев, чтобы наскоро предать их земле на берегу речушки Пчёвжа.
Сейчас на том самом месте — трава и ржавый металлический крест. Как оказалось, останки бойцов 92-й стрелковой дивизии, пытавшихся осенью 1941 года прорваться к захваченной немцами железнодорожной станции Будогощь, были перезахоронены ещё в конце 1990-х годов. Правда, их имена так и остались неувековеченными.
Более подробно об этой истории мне рассказала краевед, учитель русского языка и литературы из Водогона Елена ПАВЛОВА. Она много лет занимается исследованием неучтённых мест захоронений в Любытинском районе.
— Об этом захоронении стало известно в 1998 году. Это был еле заметный бугорок земли, на котором была установлена трансформаторная станция, — сообщила она. — Когда строители начали работы по её замене, то обнаружили в земле фрагменты костей, обуви, ремней, штык-нож. Специалисты провели эксгумацию девяти советских воинов. Нашли всего один медальон, который, увы, был пустым. Перезахоронили бойцов в братской могиле у Верхнего Заозерья.
По словам Елены Николаевны, в первый год войны на границе нынешнего Любытинского района с Ленинградской областью — там, где пролегала линия фронта, погибло много наших героев. Об этом свидетельствуют и донесения дивизии о безвозвратных потерях — в свободном доступе их можно найти на портале Обобщенного банка данных «Мемориал». В списке погибших только у одной Горушки, как выяснила педагог Павлова, — имена и фамилии почти 80 красноармейцев. А ещё есть Тальцы, Хотцы, Заозерье, Масляково, где шли не менее ожесточённые бои. Но ни одного документа с конкретным указанием, где были похоронены солдаты, составлено не было.
Между тем это обстоятельство, считает Елена Павлова, не может быть препятствием для сохранения памяти о красноармейцах 92-й стрелковой дивизии. Более 10 лет назад педагог выступила с инициативой установить в честь погибших мемориальные плиты с полным списком их имён, пусть не в Горушке — деревня умирающая, но хотя бы у Верхнего Заозерья. К сожалению, её предложением до сих пор никто не заинтересовался.
* * *
12–13 июня в ходе полевого выезда поисковыми отрядами — боровичским «Звезда» и мошенским «Надежда» — были подняты останки четырёх бойцов и одного лейтенанта РККА в деревнях Нижнее и Верхнее Заозерье Любытинского района.
Военнослужащие 92-й стрелковой дивизии погибли при проведении Тихвинской освободительной операции в ноябре-декабре 1941 года. В результате проведения эксгумационных работ были обнаружены три медальона с вкладышами. На одном поисковикам сразу удалось прочитать имя погибшего солдата. Им оказался красноармеец Луцук Павел Данилович, 1921 года рождения, уроженец Приморского края, Дальнереченского района, села Любитовка.
В данный момент идёт поиск родственников.