Как футбол социализирует детей и подростков с синдромом Дауна
Три года подряд дважды в неделю в спортзале гимназии «Эврика» собираются ребята разного возраста: мальчики и девочки, парни и девушки. И их тренер — Арсений СЫСОЕВ. Вместе они проводят разминку, разогреваются, отрабатывают простейшие игровые ситуации. Затем играют в футбол. С улыбкой и интересом встречают зрителей на тренировках. На всю область такая команда всего одна. Её игроки — люди с синдромом Дауна.
О том, зачем детям с синдромом нужен футбол, как поддержать командный дух и установить границы, что такое инклюзия, сегодня Арсений рассказал в интервью «НВ».
— Арсений, с чего началась ваша команда?
— Какое-то время я работал пресс-атташе спортивной школы «Электрон». Между делом узнал, что новгородская девочка с синдромом Дауна очень хочет прийти на тренировку. Выяснилось, что девочка такая не одна. Тогда я подумал, что неплохо было бы собрать вместе ребят с синдромом, провести общее занятие. Это могло бы иметь позитивный эффект и для них, и для других футболистов. Так и поступили. Но в нужный день желающих вести саму тренировку не нашлось. Пришлось самому встать на место тренера. Мы познакомились, провели занятие. Всё вроде бы сложилось хорошо. Уже через полтора месяца я поехал на курсы переподготовки, чтобы иметь документы и разрешение на постоянной основе заниматься с этими детьми. Сейчас пытаюсь получить высшее образование по адаптивному спорту.
— Вы хотите сказать, что сразу так загорелись идеей?
— Нет. Совершенно нет. После первой встречи Юлия Николаева, создатель «Дома Солнца» (новгородская некоммерческая организация помощи людям с синдромом Дауна. — Прим. ред.), то ли в шутку, то ли всерьёз сказала, что было бы здорово регулярно заниматься футболом. Я же на месяц об этом «забыл». Каких-то возвышенных идей не было. Но если есть такая задача, то надо её решить. Стали решать. В футбол я играл на любительском уровне. Долгое время выступал за университетскую команду. Время от времени вёл детские и взрослые тренировки.
— А сейчас?
— А сейчас у нас есть две команды. В старшей — 10 человек с 2001 по 2013 годы рождения. А в младшей — шесть человек. Старшая команда уже съездила на первый турнир: всероссийские соревнования по мини-футболу. Сыграли, одержали первую победу. Весной поедем на Спартакиаду. Потом в Нижний Новгород на товарищеские встречи. Осенью тоже думаем о всероссийских соревнованиях. Помимо этого играем матчи с обычными ребятами. Но наши противники должны быть значительно младше моих подопечных. Иначе силы слишком неравны.
— В чём особенность занятий для футболистов с синдромом Дауна?
— Почти весь первый год ушёл на то, чтобы установить в команде дисциплину. Всё нужно делать с большим терпением. Поначалу было страшно и непонятно: что именно предпринимать? Как действовать? Какой-то период на тренировках присутствовали родители: старались помочь. Но мы решили отказаться от этого. Когда стало понятно с дисциплиной, учились адекватно коммуницировать. Чем лучше атмосфера в команде, тем эффективнее работа. Потом подключили упражнения физической направленности. Затем начали более-менее играть в футбол. У меня появился партнёр — второй тренер. Потому что одному направлять и вести сразу 10 человек тяжело. Вместе мы отрабатываем какие-то отдельные комбинации игры. Доносим их до ребят. То есть для нас прогресс виден.
Синдром Дауна — самая частая генетическая особенность. Каждый 700‑й человек на свете рождается с синдромом Дауна независимо от страны проживания, возраста родителей, их состояния здоровья, привычек. Дети с синдромом Дауна могут многому научиться и могут научить окружающих доброте, терпимости, преодолению трудностей, а главное — безусловной любви.
— А со стороны?
— А со стороны это не столько футбол, сколько физическая активность, полезная нагрузка. Детям, конечно, интереснее, когда идут соревнования, родители смотрят, болеют. Когда классная атмосфера. У кого-то из игроков уже появилась осознанность. Кто-то всё ещё боится и не понимает, что к чему. Спортивный, игровой момент наиболее интересен мне, тренеру. Для остальных куда важнее социализация.
— Вопрос социализации в работе с детьми с синдромом Дауна вообще краеугольный?
— Разумеется. К примеру, дочь известного политика и публициста Ирины Хакамады прекрасно социализирована. И у неё всё в целом хорошо. Но такие возможности есть далеко не у всех.
Для родителей детей с синдромом Дауна очень важно не закрываться в четырёх стенах в первые годы жизни ребёнка. Запастись терпением и действовать. У детей должны быть разнообразный досуг, школа, общение с обычными детьми. Всё это нужно не только детям, но и их родителям. Понимание, что они не одни. Что могут обратиться за поддержкой. Теоретически звучит отлично. На практике нужно много сил и стойкости.
У новгородских младших детей с синдромом Дауна будет больше возможностей для социализации. В Великом Новгороде дети могут заниматься иппотерапией, плаванием, йогой, поскольку в областном центре есть «Дом Солнца», пишущий гранты под эту работу и направляющий её. Но в любом случае всё очень индивидуально и зависит от множества факторов. В нашей футбольной команде есть звезда — призёр Всероссийской спартакиады Специальной Олимпиады по зимним видам спорта. Сейчас он учится в колледже и будет садовником.
— Как Великий Новгород выглядит на фоне других российских провинциальных городов России в плане инклюзии и реабилитации?
— Кто быстрее начал, тот и молодец. К примеру, в Воронеже ребята спортивные, развитые: занимаются плаванием и легкой атлетикой с раннего детства. Летом посмотрим, как дела в Нижнем. В Великом Новгороде важно, что семьи с детьми с синдромом Дауна знают о том, что есть «Дом Солнца», каковы его возможности. А далее — дело родителей: принимать участие в жизни этого сообщества или не принимать.
— А зачем лично вы занимаетесь тренировками? Понятно, что сил и терпения нужно много, занятие весьма специфическое. Перспективы не слишком ясны.
— Вот тут у меня нет красивого ответа. Работа непростая, но, безусловно, нужная и важная. Вот и всё.
— Общество сейчас активно говорит об инклюзии, толерантности, необходимости принимать всех членов и помогать им. По вашим ощущениям, у этих разговоров есть практический «выхлоп»?
— В своей работе я как минимум не сталкиваюсь с негативным, предвзятым отношением. На глобальное мы не замахиваемся. Наша задача — играть в футбол. Приносить пользу. Хотелось бы и дальше двигаться в этом направлении.
На днях «Дом Солнца» стал победителем онлайн- фестиваля «Особый подход» Благотворительного фонда «Синдром любви» в номинации «Методики развития физических качеств». На нём новгородцы представляли занятия по адаптивной верховой езде.
Директор «Дома Солнца» Юлия Николаева подчеркнула, что занятия адаптивными видами спорта очень важны для детей с ментальными нарушениями. Ведь спорт, помимо реабилитации, — это и способ преодолеть себя, справиться с трудностями, открыть что-то новое.