(Окончание. Начало в номере от 10 июня)
В прологе «Повести временных лет» есть фраза: Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь (Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь...). Как правило, о ней вспоминают, когда хотят указать что варяги и шведы - два разных народа! Но по этой логике (правомерной) получается, что варяги и русь - тоже не одноплеменники. И если вспомнить еще одну, вроде бы проходную фразу из «Повести», что новгородцы пошли за море к варягам, к руси, то понимать ее можно и так: новгородцы пошли за море к варягам в местность, которую называли Русью, Русой - по названию племени русов, там обитавших, но, возможно, вытесненных варягами Рюрика.
Чем могла привлечь внимание иноземцев эта местность? Если принять версию, что морем, за которое ходили новгородцы, было озеро Ильмень, то понятно чем - солеваренными промыслами. В древности в Восточную Европу пищевая соль поставлялась: для Галицкой и Киевской Руси - из Прикарпатья, для северных племен - с Белого моря, а для прибалтийцев и кривичей - из местных незначительных источников. К тому же следует учесть, что Любек знал о солеварении не только как продавец или покупатель продукта. Неподалеку, в Люнебурге, находились соляные копи, снабжавшие солью практически всю центральную Европу.
Естественно, новгородские рассолы не могли не обратить на себя внимания предприимчивых людей. Хотя бы потому, что они могли разрушить любекскую монополию в этом секторе бизнеса. И вполне естественно, что Рюрик и его люди получили приказ или сами догадались и прогнали с насиженных мест на южном берегу Ильменя прежних хозяев. Однако за местностью, где развивался крайне рентабельный в период раннего средневековья соляной промысел, к этому времени уже закрепилось название Руса (позднее - Старая Русса).
Между прочим, очень интересную идею озвучил кандидат исторических наук Генрих Анохин в статье «Новая гипотеза происхождения государства на Руси» («Вопросы истории», № 3, 2000): «Когда в древнескандинавских текстах упоминается Хольмгард, то есть в переводе Островной город, то не исключена возможность того, что первоначально такое название относилось не к Новгороду, как утверждают норманисты, а к Русе (Старой Руссе. - Г.Р.) в пору ее политической самостоятельности... Уровень вод в раннем средневековье был более высоким. Даже Руса, стоящая не на берегах Ловати, а на слиянии рек Порусья и Полнеть (Полисть. - Г.Р.), прежде омывалась Тулебельским заливом Ильмень-озера, а теперь отстоит от берега озера на 5 км. И на всех частях этого «острова» бьют соляные источники: помимо самой Русы они издавна изливаются у впадения реки Мшаги в реку Шелонь (в селении Новая Соль, или Новая Русса), на реке Пола (селение Новая Русса на Поле), у деревни Ручьи (бывшая деревня Русье, невдалеке от деревни Веряжа) или обнаружены при бурении в наше время во многих других местах (деревни Буреги, Взвад и др.)». И далее, со ссылкой на старорусского краеведа Полянского, Анохин указывает, что «поразительно большое количество топонимов Приильменья так или иначе имеет значение «остров» или «холм» в смысле возвышения суши над заливными лугами или болотами... К 1885 г. в одном только Старорусском уезде названия с корнем «остров» носили 38 урочищ и 16 населенных пунктов».
Иными словами: интерес шведы и варяги в первом тысячелетии проявляли не к Новгороду, а к Старой Руссе (или к тому поселению, что было на ее месте). И это еще один аргумент в пользу того, что Рюрик в 860-е годы не задержался в Новгороде, а ушел за море (за Ильмень) варить соль. А уже потом был приглашен оттуда как рачительный и справедливый хозяин.
Король ободритов
Совершенно неожиданно свидетельство в пользу того, что Рюрик приходил в Новгород с любекскими славянами, мы находим в «Записках о московитских делах» (1527) Сигизмунда Герберштейна: Если принять во внимание, что русские сами именуют Варяжским море Балтийское и то, которое отделяет от Швеции Пруссию и Ливонию, а затем и часть их собственных владений, то я лично полагал, что князья их были, по соседству, или шведы, или датчане, или пруссы. Далее, по-видимому, славнейший некогда город и область вандалов, Вагрия, была погранична с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии. И при этом само оно и тот залив, который отделяет Германию от Дании, равно как Пруссию, Ливонию и, наконец, приморскую часть Московского государства от Швеции, и доселе ещё удерживает у русских своё название, именуясь Варецкое, то есть Варяжское море. Сверх того, вандалы в то время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию. На основании этого мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее от вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком.
Имя Рюрика здесь не упоминается, значит, аргумент в нашу пользу только косвенный. Но мы и не настаиваем на бесспорности «вагрийской версии». Давно известно, что никакая версия о жизнедеятельности Рюрика не является доминирующей. Из-за скудости источниковой базы...
Правда, присутствует в околонаучном обороте так называемая «Сага о Рорике и его потомках». В ней находится фрагмент, который несколько иначе объясняет причины непоследовательного поведения новгородцев: У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом... Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море... Тогда им пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека, и тот тайно встретился с Рориком... Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга».
Итак, речь идет о правителе Готланде, у которого якобы воспитывался Рорик/Рюрик, чей отец был убит в Гардарике (так шведы называли в древности Русь) шведами. Надо полагать, что он стал жертвой при переделе сфер влияния. Но ведь это новгородцы прогнали варягов, отказавшись быть их данниками! В саге они прогоняют вовсе не варягов, а шведов, на варягов напавших. А потом идут к Рюрику и зовут его на княжение как «врага шведского конунга».
Вроде правдоподобно. Но «Сага о Рорике» была опубликована в русском переводе с одобрения Российской академии естественных наук еще в 1995 году. С тех пор попытки получить сведения о том, где находится оригинал саги, не увенчались успехом. И научное сообщество рассматривает данный перевод как мистификацию. Увы, РАЕН известна тем, что часто грешит против науки в угоду сенсационности. Укажу, что академиком РАЕН является, например, Анатолий Фоменко, создатель «Новой хронологии».
Из Вагрии с любовью
А вот еще один довод в пользу «Рюрика из Вагрии». Никоновская летопись под 1380 годом сообщает, что литовский князь Ягайло совокупил Литвы много, и Варяг, и Жемоти. Ягайло (1350-1434) был агрессор, но со шведами не воевал. Зато известно, что расширял свои владения за счет захвата южного побережья Балтийского моря, где с VIII века обитали ободриты. Но, как уже говорилось, позднее их подчинил себе Рюрик, и постепенно племенное название отошло, а ободритов стали именовать варягами - по названию местности Вагрия.
Косвенное подтверждение тому, что Рюрик пришел из Вагрии, находим и в рукописи «Деяния священников Гамбургской церкви» хрониста XI века Адама Бременского: Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург (Ольденбург, то есть Старый Город. - Г.Р.). Затем следуют ободриты, которых теперь называют рёрегами.
Если кого-то смущает, что вагров-варягов хронист приписывает к Ольденбургу, а рёрегов (рюриковцев) - нет, должен сказать, это не существенно: от Ольденбурга до Любека немногим более 100 км. Оба города находятся на территории Вагрии. Но к концу IX века Вагрия, по историческим данным, насчитывала 53 города, и столицей ее стал именно Ольденбург, куда из Любека в 1060 году переехал епископ.
В том же, что касается справедливости версии о Рюрике - короле ободритов, так подтверждение ей содержится в Ксантенских анналах (IX век). В этой древней летописи есть упоминание об успешном походе племени ободритов в Галлию, когда император Карл откупился золотом, чтобы они покинули страну: После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом... Тогда их король (новый. - Г.Р.) по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила. Впрочем, в нашем случае нет так уж важно, кем был Рюрик. Это тема другого разговора. Для нас существенно в данном случае, откуда он пришел в Новгород.
Вместо эпилога
Таким образом, мы приходим к версии, что Рюрик, находившийся в середине IX века в Вагрии в качестве короля (возможно, князя, поскольку со временем Любек получил статус княжества), проложил первый торговый маршрут из Любека (Любицы) в Новгород. Насколько оживленный был этот маршрут, судить сложно. Однако Новгородская первая летопись под 1152 годом сообщает о пожаре в Новгороде, когда на Торгу церквей сгорело восемь, а девятая - варяжская. То есть к середине ХII века в Новгороде уже была варяжская церковь. Конечно, мы не сможем доказать, что эта церковь была построена будущими ганзейцами (а слово «Ганза» введено в оборот только в 1267 году) из Любека. Но основания предполагать, что это сделали именно выходцы из Вагрии, есть...