{thumbimage 150px 1}История жизни и смерти известного представителя семьи Передольских
Как нередко бывает, поводом для журналистского расследования послужило письмо от наших читателей. На этот раз послание пришло из Германии. Некая Елена Бауер рассказывала о судьбе захоронения новгородского археолога Василия Сергеевича Пономарева в Марбурге: «Мне бы не хотелось, чтобы память об этом человеке канула в вечность. Это археолог, профессор, искусствовед, который в годы Великой Отечественной войны в оккупированном городе спас большую коллекцию бесценных новгородских и псковских икон. Из 5,5 тысячи икон (оккупационные власти. - Прим. ред.) ему разрешили вывезти только 600. Он, конечно, отобрал лучшие. И 478 из них вернулись назад в Россию. Так как Новгород был разрушен практически на 90%, заслуги Василия Сергеевича перед Родиной, искусством и церковью велики. Хотелось бы, чтобы и молодое поколение знало его имя.
Умер Василий Сергеевич в 1978 году в городе Марбурге, в Германии, где и захоронен. Перед своей смертью он оплатил содержание своей могилы до 2008 года. 21 марта 2011 года я звонила в Марбург и узнала, что могила ещё существует, но продлить её содержание невозможно, единственный выход - перезахоронение. Я считаю, что родина Василия Сергеевича Пономарёва - Новгород, где и предлагаю его перезахоронить. Хотя в его немецких документах под национальностью было занесено: человек без родины. Но скоро и это станет невозможным, так как земля будет отданана дальнейшее использование уже с июля 2011 года».
Возвращение после смерти
Чтобы как-то прояснить полученную информацию, мы обратились в региональную общественную организацию «Новгородское общество любителей древности». Как рассказал председатель общества
Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, Василий Сергеевич Пономарёв родился в 1907 году и приходился внуком известному новгородскому краеведу, основателю частного музея древности и Общества любителей древности Василию Передольскому. Как выяснилось, останки его уже давно перезахоронены на Рождественском кладбище Великого Новгорода племянницей Пономарёва Антониной Передольской.
Признаться, факт об уже состоявшемся перезахоронении невольно поставил нас в тупик. Как может быть аннулирована могила в Германии, о которой переживает автор письма, пришедшего в редакцию «НВ», если могилы там уже давно нет?
- Честно говоря, меня это тоже удивило. В стране, где к любому делу подходят с невероятной педантичностью, как могли не отметить - останки человека давно уже перезахоронены, - сказала Антонина ПЕРЕДОЛЬСКАЯ. - Я пыталась связаться с Еленой Бауер, сообщить ей, что её опасения на счёт уничтожения захоронения напрасны, и при этом высказать свою благодарность за обеспокоенность по поводу дальнейшей судьбы могилы археолога Василия Пономарёва...
К слову, возвращение на родину останков Василия Пономарёва иначе как эпопей назвать нельзя. Разыскивая в 2000-х годах место упокоения своего дяди, Антонина Вадимовна с удивлением узнала, что в ближайшее время оно будет уничтожено. Поэтому выбор перевозить или нет останки одного из представителей рода Передольских на родину для неё не стоял. Другое дело, что занималась этим она практически одна: российские административные и общественные структуры под разными предлогами отказали в помощи. При этом никаких препятствий для перезахоронения останков с немецкой стороны не существовало. Единственное условие - все работы должны были быть проведены с октября по март.
Приглашение в Германию оформили частным образом. Благодаря усилиям супругов Андрис в 2005 году была обнаружена могила Василия Пономарёва, получен доступ к его архиву в университете Марбурга и в Хердер-Институте, сделаны копии документов.
Так, в 2007 году спустя 100 лет со дня своего рождения представитель рода Передольских вернулся на свою историческую родину.
Личное дело
Как же так получилось, что столько лет член семьи Передольских был похоронен за границей? Почему историки и общественность не проявили заинтересованности к перезахоронению его останков? Ответ дают архивные материалы и воспоминания археологов и историков, лично знакомых с Пономарёвым. Однозначного мнения об этом человеке сложить не получается.
Василий Пономарёв - сын Надежды Васильевны Передольской, младшей дочери Василия Передольского. Закончил историко-лингвистический факультет Ленинградского госуниверситета. Потом заведовал антирелигиозным музеем, который располагался в Софийском соборе.
Как можно узнать из материалов научной конференции, посвящённой 60-летию археологического изучения Новгорода и 90-летию со дня рождения основателя Новгородской археологической экспедиции Артемия Арциховского, в конце 1920-х Пономарёв принимал участие в археологических экспедициях Новгородского музея, в раскопках курганов у села Хрепле и на Новгородском городище под руководством Арциховского. Кроме того, в архивах хранится рукопись Василия Пономарёва «Новгородские сопки». Правда, его работа была негативно оценена коллегами. В частности, Петром Третьяковым, который сам в конце 1930-х годов занимался проблемой интерпретации сопок. Итогом его работы стала обширная статья «Северные восточно-славянские племена», изданная в 1941 году. В ней Третьяков изложил свои взгляды, которые на долгие годы определили основную линию советской историографии в интерпретации новгородских сопок. Суть их сводится к тому, что сопки - это усыпальницы всех рядовых членов родовой общины, а Пономарев видел в сопках лишь захоронение верхушки общества. Принципиально иной подход, чем у Третьякова, к решению проблемы сопок, по мнению специалистов, и определил судьбу исследования Пономарёва. Третьяков молниеносно отреагировал на него критическим отзывом, и работа Пономарёва так и осталась пылиться в архивах.
А в 1930-х годах Василий Пономарёв был обвинён в причастности к Российскому студенческому христианскому движению и репрессирован.
- После освобождения он вернулся в Новгород, где продолжил работать в музее. Во время оккупации Пономарёв остался в городе, - говорит Сергей Трояновский. - Причин тому могло быть несколько: в Новгороде оставалась его тётя, бывшая в те годы главврачом психиатрической больницы, а, возможно, он просто не успел уехать. Может быть, сделал это специально: причин не любить Советскую власть у него хватало.
В целом, подводя краткий итог деятельности Василия Пономарёва до 1941 года, можно заключить, что научная карьера его не сложилась. Тем не менее в годы оккупации он старался всеми силами защитить новгородские памятники и ценности, подвергавшиеся гибели и расхищению. Немцы, увидев в нём такого деятельного человека, предложили ему стать бургомистром города. Он согласился. Но всё своё свободное время тратил в основном на то, что ходил и осматривал церкви, заколачивая входы в них, пытаясь предотвратить мародёрство со стороны испанцев и немцев; составлял мартиролог новгородских погибших достопримечательностей и список уцелевших ценностей.
Доктор исторических наук, профессор НовГУ Борис Ковалёв в своей статье «Золотой гроб Рюрика в Волховских джунглях» отмечает: «Бургомистром Новгорода Пономарёв пробыл только до октября 1941 года. Можно предположить, что в условиях стабилизации линии фронта оккупанты решили с большей пользой для себя использовать его знания - историка и музейного работника. Хотя часть экспонатов Новгородского музея удалось эвакуировать, значительная часть фондов оказалась все же захвачена гитлеровцами. Для их оценки и был привлёчен Пономарёв. Местом его деятельности стал Софийский собор».
Кроме того, одним из направлений оккупационной политики было «взятие под контроль свидетельств германо-нацистского влияния на культуры местных народов и выявление элементов индогерманского происхождения в духе того или иного народа». «На Северо-Западе России, на территории, которая должна была войти в состав III Рейха, немецкие чиновники опрашивали всех русских учителей, что они знают о наличии в их местности «германских следов», - пишет Борис Ковалёв. В итоге это привело к масштабным археологическим раскопкам. Непосредственное участие принимал в них и Василий Пономарёв.
Человек без родины
{thumbimage 150px 1}Интересные свидетельства о Василии Пономарёве приводит Александр Семёнов, который в 1930-е годы работал в Новгородском музее. «Фашистское командование назначило директором музея бывшего научного сотрудника музея Пономарёва, 1907 года рождения. Он был антисоветски настроен и специально остался в Новгороде для встречи с фашистами... Окончив Ленинградский университет, Пономарёв поступил на работу в Новгородский музей, но оказался очень инертным работником... Фашисты потребовали от Пономарёва подготовить к отправке в Германию музейные вещи. Он проявил небывалую энергию и с помощью немецких солдат грузил всё, что ещё оставалось в музеях. Фашисты ценили Пономарёва и, отступая из Новгорода, прихватили его с собой. Теперь он живёт в Западной Германии, активно участвует в антисоветской эмигрантской организации и стал верным слугой недобитых гитлеровцев».
- Однажды на Всемирном археологическом съезде, проходившем в 1955 году в Риме, его встретил Артемий Арциховский, руководитель Новгородской археологической экспедиции. Пономарёв подошёл к археологу, подал ему руку, чтобы поздороваться, но Арциховский не ответил и руки в ответ не подал, - рассказывает Сергей Трояновский. - Возможно, он опасался реакции советских властей. Хотя в принципе никаких обвинений против Пономарёва не выдвигалось.
При этом отношение к его фигуре, бесспорно, довольно неоднозначное: одни считают его предателем Родины, коллаборационистом, работавшим в годы оккупации на немцев, другие говорят, что это человек трагической судьбы, радеющий за сохранение истории.
Хотя после войны Пономарев жил в Германии, он не получил немецкого гражданства - фактически был человеком без родины. А в Советский Союз Пономарев вернуться не мог.
- Но несмотря на все эти мнения очень ценно, что сегодня мы имеем доступ к документам Василия Пономарёва. Он составил маркировку утрат новгородских памятников: методично ежедневно записывал, в какую церковь попал снаряд, где и когда сгорела икона, - продолжает Сергей Трояновский. - С этими документами в своё время в Марбурге работали бывший директор Новгородского объединенного музея-заповедника Николай Гринёв и Антонина Передольская.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Фото из личного архива
Антонины ПЕРЕДОЛЬСКОЙ