В логопедическом исследовании приняли участие новгородские дошколята — дети, находившиеся на домашнем воспитании, детсадовцы и ребятишки из детских домов. С некоторыми результатами данного проекта корреспондента «НВ» ознакомила одна из его руководителей — кандидат педагогических наук Лада АЛЕКСАНДРОВА.
— Лада Юрьевна, отличается ли речевое развитие сегодняшних малышей от речевого развития поколения, допустим, их родителей?
— Безусловно. В классических учебниках по логопедии написано, что человек должен начать овладевать словом с 12 месяцев жизни. Современные дети начинают произносить первые слова позже. И это очень удивило специалистов, поскольку перед этим много говорилось об акселерации.
— И почему так происходит?
— Список причин длинный. Прежде всего — большой процент детей, рождающихся физиологически незрелыми. И здесь парадокс: в основе этого — успехи современной медицины, которые позволяют выхаживать младенцев, рожденных недоношенными, с очень маленьким весом. А ведь для ребёнка вес — это развитие и зрелость центральной нервной системы. Второе, и это, не сомневаюсь, удивит родителей, — использование подгузников. Дело в том, что речь — одна из ступеней в лесенке произвольных функций, которая не может появиться раньше, чем появятся другие ступеньки. Так вот, одной из предыдущих является возможность произвольно управлять функциями тазовых органов. Она должна быть сформирована к полутора годам на основе дифференцировки «мокро-сухо». Если же ребенку «всегда сухо», дифференцировка не формируется, задерживается появление ряда произвольных психических функций, в том числе — речи.
Далее, что хотелось бы отметить, — в теперешних семьях иначе, чем это было в предыдущих поколениях, выстраиваются речевые взаимодействия. Уходит «институт бабушек и дедушек». Молодые семьи с детьми стремятся жить отдельно от старшего поколения. А ведь именно у бабушек есть время выслушивать внучат, радоваться каждому их слову.
— Но и в обществе сегодня говорят иначе. Это тоже ведь сказывается на речи детей?
— Да, языковая ситуация очень изменчива. Язык чутко реагирует на социальные и культурные реалии времени. В качестве подтверждения приведу лишь один пример. После перенесения инсульта, травмы головы, воспалительного заболевания у больных возникает афазия — утрата, распад речи. От всей речевой продукции может остаться лишь один фрагмент, осколок — «эмбол». Эмболом бывают самые глубоко укоренившиеся речевые конструкции, часто употреблявшиеся человеком до заболевания, выученные в детстве. Дореволюционные афазиологи среди «эмболов» называли строчки из молитв, детских стихотворений, имена членов семьи. Сегодня это нередко… нецензурная лексика. Происходит примитивизация языка. Он замусоривается бесконечными «типа», «как бы», «блинами горелыми». А ведь это те образцы, которым подражает ребенок, который учится говорить.
— Подскажите, как научить ребёнка говорить правильно.
Близкие взрослые должны говорить так, чтобы их речь могла бы быть рассмотрена как образец и правильного произношения, и богатого словарного запаса, и теплой, гибкой, неагрессивной интонации. Необходимо разговаривать с ребёнком с первых дней жизни. Делать это нужно медленно, многократно повторяя сказанное, давая ребенку время на ответ даже тогда, когда он ещё не способен ответить. Так формируется «собеседник». Важной предпосылкой формирования речи является естественное вскармливание. Минус искусственного в том, что специфически формируется артикуляция. Она становится вялой, поскольку сосать из соски через дырочку слишком легко. Мать должна организовать для малыша широкую речевую среду. Он должен слышать речь разных людей — и молодых, и старых, и мужчин, и женщин, и детей. И последняя, самая простая, но и самая трудновыполнимая рекомендация. Уважаемые родители, выслушивайте своих детей столько, сколько им нужно. Чтобы они не торопились, не говорили взахлеб на вдохе, боясь, что мама, как всегда, убежит, не дослушав. Быстрая речь в раннем возрасте провоцирует нарушения, например, такие, как заикание.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)