Взгляд в прошлое
Как известно, своим появлением Малая Вишера обязана исключительно строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Поселение возникло во второй половине XIX века, в 1871 году было преобразовано в посад, а с 1921 года стало именоваться городом. Да и первой постройкой Малой Вишеры принято считать казённую избу для приказчика, десятника и других распорядителей строительства данного участка Николаевской железной дороги. Появление остальных объектов инфраструктуры диктовалось всё той же «железкой». В Вишере была организована передовая по тем временам система водоснабжения и телеграф. Вскоре станция, единственная из расположенных на территории Новгородской губернии, выбилась в разряд первоклассных.
Сегодня, как и много лет назад, большинство жителей Малой Вишеры работают на железной дороге, а сам город состоит из двух примерно равных частей, разделённых широкой лентой железнодорожных путей. К «железке» относится и целый комплекс построек XIX века, ставших со временем уникальными памятниками истории. Часть из них исправно функционирует до сих пор, другая законсервирована, третья и вовсе постепенно разрушается и рискует перейти из разряда действующих в ряд утраченных объектов архитектуры. По замыслу сотрудников краеведческого музея, отдельная экспозиция может исправить наметившуюся тенденцию. Нужно лишь напомнить горожанам и гостям Малой Вишеры о её славном, железнодорожном прошлом, а там, глядишь, и настоящее с будущим станут веселее.
— Техническое оснащение железнодорожной станции Малая Вишера всегда находилось на очень высоком уровне. Достаточно сказать, что всего первоклассных станций на железной дороге с момента ее постройки было пять из 34, причём две из них — Москва и Санкт-Петербург, — вводит нас в курс дела Надежда СТОЛЯРОВА, главный хранитель Краеведческого музея. — Статус станции первого класса диктовал и свои условия: на стоянку товарняка отводилось полчаса, а пассажирские поезда задерживались в Малой Вишере не менее чем на 45 минут. За это время обслуживающий персонал поезда успевал подготовить состав к дальнейшему пути, запастись дровами и водой, а пассажиры могли подышать свежим воздухом, выпить чаю в ресторане, расположенном в комплексе железнодорожного вокзала.
Ради увеселения проезжающих
Последнему, к слову, в этом году исполняется уже 155 лет. Вокзал, построенный по типовому проекту в стиле ренессанс архитектором Рудольфом Желязевичем, благодаря оптимальному сочетанию практичности, строгости и новизны и сейчас радует жителей и гостей Малой Вишеры классическим внешним видом. От разрушения в годы Великой Отечественной войны его уберегло разве что чудо. Правда, внутреннее убранство пассажирскому дому — именно так вокзал назывался на заре своего существования — сохранить не удалось, но виноваты в этом скорее реалии современной жизни. Металлические сиденья для ожидающих пассажиров, неуютное кафе с весьма скромным ассортиментом, а иногда и контингент лиц без определённого места жительства, пережидающий под крышей вокзала ненастную погоду, романтики месту не прибавляют.
Единственное, что на вокзале осталось в первозданном виде, — это купол с лепниной XIX века в часовенке, одном из помещений царских комнат. В прошлом члены императорской фамилии останавливались здесь на отдых, а сегодня в императорских покоях располагается Маловишерский линейный участок полиции, так что даже самым любознательным посетителям не так просто попасть внутрь. Впрочем, признаюсь, что информация о славном вокзальном прошлом делает своё дело: осматривать архитектурный объект возрастом в полтора века очень интересно.
Кстати, в честь государя и ради увеселения проезжающих недалеко от вокзала был разбит фонтан с фигуркой мальчика с крестом. Да и вообще, судя по сохранившемуся описанию привокзальной территории, в прошлом времяпрепровождение на станции Малая Вишера могло быть куда более приятным занятием, чем сейчас: «Фонтан располагался в зелёном сквере, а по обеим сторонам от бульвара были разбиты две круглые площади для прогулок». В 1970-е фонтан исчез, а снова появился только в 2004 году.
Все 22 стойла
Помимо вокзала и императорского фонтана к списку уникальных железнодорожных достопримечательностей Малой Вишеры относится и круглое паровозное депо.
— Если вокзал — это лицо города, то депо — сердце станции. Посмотрев старинные открытки, вы поймёте, что крупное здание депо придавало нашей станции особый колорит, железнодорожный дух, — продолжает рассказ Надежда Владимировна. — В проекте депо состояло из 22 стойл. 18 из них занимали паровозы, и ещё четыре служили воротами для обеспечения развязки. Со временем размеры паровозов увеличились, поэтому пришлось делать дополнительные надстройки к депо.
К сожалению, в годы войны зданию депо повезло меньше, чем вокзалу. Его купол был разрушен и после этого уже не восстанавливался. «Именно поэтому проводить пешую экскурсию мы не рискуем, — сожалеет Надежда Столярова. — Музей прежде всего должен беспокоиться о безопасности своих посетителей».
Тем не менее отдельные любопытные туристы путешествие к величественному остову депо совершают с удовольствием. Другие, более осторожные граждане, любуются зданием с пешеходного моста над путями. Отнеся себя к числу первых, я пересекла несколько заброшенных железнодорожных путей и вошла в некогда могучее депо. Основные элементы «декора» заброшенного помещения налицо — снежные намёты, бестолковые граффити на стенках, разбитые бутылки и прочий хлам. Популярностью у местного населения объект действительно пользуется. Вот только на пользу ли депо нынешняя популярность?
— Аналогичное здание в Бологое сохранилось гораздо хуже. У нас, к счастью, все стойла депо целы и по сей день. Если их законсервировать, здание станет второй, после вокзала, жемчужиной Маловишерского железнодорожного комплекса. Осталось лишь найти средства, — грустно улыбается хранитель музея.
Храм железнодорожной науки
В шаговой близости от вокзального комплекса располагается Маловишерское железнодорожное училище, преемник первого в России железнодорожного технического училища, весьма примечательный городской объект.
Заметим, первое училище появилось в 1880-е, но вскоре прервало свою деятельность на два десятилетия. Нынешнее же стоит на фундаменте недостроенного собора. А дело было так: в мае 1913 года архиепископ Новгородский Арсентий пребывал в Малой Вишере и был удручен тем, что в посаде не было храма. Замечание не пропало даром — уже в 1914 году была окончена кладка стен будущей церкви.
Строительство притормозила Первая мировая война, а последующие события и вовсе остановили дело. Позже стройку употребили на благо железной дороги.
С тех пор училище исправно снабжает нашу страну профессиональными сотрудниками железной дороги. Прежде здесь учили помощников машинистов паровозов, затем — тепловозов, сейчас — электровозов.
Наталья СТЕПАНОВА, директор училища, с удовольствием рассказывает, что на учёбу в Малую Вишеру приезжает молодёжь из Пскова, Карелии, Мурманска и даже Ростовской области:
— Есть среди наших учеников и жители Бологое, хотя в их городе работает аналогичное заведение. Однако сарафанное радио быстро разнесло информацию о том, что у нас и техника новее, и уровень подготовки выше. Так что каждый год наши выпускники разъезжаются по всей России.
От карточного стола
Один из разделов будущей экспозиции «Музея пристанционного города» будет посвящён нескольким династиям жителей Малой Вишеры, работающим на железной дороге с момента её возникновения.
— Сразу стать помощником машиниста крепостной крестьянин не мог, для этого требовалось иметь весьма солидный стаж работы — не менее 25 лет. Тем не менее профессия считалась весьма престижной, — объясняет Надежда Владимировна, — начинали крестьяне кочегарами, а потом постепенно поднимались по карьерной лестнице.
Информацию о своих предках представитель одной из династий Евгений ЕГОРОВ собирал в архивах буквально по крупицам.
— Наша железнодорожная история началась с проигрыша в карты, — сразу интригует Евгений Владимирович. — Моего далёкого предка крепостного крестьянина Харитона Фёдоровича Соколова и его брата заезжий тульский помещик попросту проиграл за карточным столом зажиточному жителю Малой Вишеры. А тот в крепостных не нуждался и через некоторое время дал братьям вольную. Мечтая о возвращении в Тулу, оба устроились на строительстве железной дороги в надежде поднакопить денег, но по каким-то причинам так и остались в Малой Вишере. Сын Харитона Соколова Александр Харитонович работал машинистом поезда, водил пассажирский состав между столицами. Случилось даже, что в революционный 1905 год отказался вести составы с военными на Петербург, а потом с великим трудом избежал немилости.
Детей у Александра Харитоновича было семеро — да вот беда, единственный сын умер в юном возрасте. И всё же железнодорожная нить не прервалась — старшая из дочерей вышла замуж за машиниста Павла Петровича Иванова, прадеда Евгения Егорова.
— Дед после войны тоже хотел быть машинистом, но ранения не позволили, так что устроился в энергочасть, более сорока лет работал на железной дороге. Отец принимал участие в строительстве «Дороги дружбы» с Китаем, — рассказывает Евгений Владимирович.
Не свернул с векового пути предков и наш герой: работал монтёром на путях, машинистом, мастером по ремонту. Сейчас он главный механик Маловишерской дистанции пути. Благодаря его сотрудничеству с краеведческим музеем в будущей экспозиции появятся старинные фотографии железнодорожников Малой Вишеры.
Будущий музей расскажет посетителям о легендарной Грядской узкоколейке, по которой в тыл вывозили раненых из Мясного Бора, об уникальном Мстинском мосте Николаевской железной дороги и знаменитой Веребьинской дамбе. До устройства обхода по дамбе бывали случаи, что тяжелый поезд, идущий по уклону, не мог остановиться на станции Веребье.
Экскурсии для студентов будут сопровождаться специально подготовленными презентациями, а для учеников местных школ предполагается разработка занятий, в игровой форме рассказывающих детям о безопасном поведении на железной дороге.
Планируется, что уже в августе, к Дню железнодорожника, новая экспозиция примет своих первых посетителей.