— Понятие «архетип» ввел в научный обиход ученик Зигмунда Фрейда Карл Юнг, — поясняет исследователь. — Архетипы представляют собой некие врожденные психические структуры, образы, составляющие содержание не только индивидуального сознания, но и коллективного бессознательного. Образы эти, как правило, переходят из поколения в поколение и лежат в основе передачи и понимания символики сновидений, мифов и сказок. Архетипы находят свое отражение в политике, рекламе, искусстве.
Боязнь заброшенных пространств
Как считают авторы издания, славянская мифология рассказывает о ментальности наших предков. Например, боязнь темного леса или заброшенного поля, которую нельзя объяснить рационально, указывает на непростые отношения славянина с окружающей его природой.
Сергей Анатольевич отмечает, что исследование дохристианских славянских представлений является серьезной научной проблемой, так как письменные источники в этой области практически отсутствуют в отличие, например, от греческой мифологии. Между тем менталитет человечества меняется не так значительно, как это может показаться обывателю, что и позволило авторам книги реконструировать структуру языческого восприятия мира.
Древние славяне верили, что жизнью управляют темные и светлые силы. Свет — знание, тьма — его недостаток или отсутствие. Впрочем, несмотря на такое деление мир древних славян был гораздо более целостным и органичным. Он не дробился на части, тогда как картина мира современного человека несравненно более мозаична и хаотически организована.
Добрые духи в славянской мифологии олицетворяли надежду людей на счастливую жизнь, достаток в доме, гармонию в семье и мире. Почему же народная фантазия населила мир темными силами, от которых порой человеку нелегко защититься? Исследователи полагают, что, возможно, распространение негативных образов в славянской мифологии — это отражение «теневой» стороны личности нашего предка, то есть всего непознанного, таящегося в глубинах души, того, что человек не всегда осознает в себе.
Мы ждём чуда
Современные люди иначе воспринимают жизнь, чем наши предки, хотя древние архетипические представления остались в сознании человечества и сегодня.
— Мы работаем за компьютером, летаем в космос, рассуждаем о нанотехнологиях, но в основе своей наша душа не изменилась за тысячи лет, — рассуждает исследователь. — Мы все нуждаемся в одном и том же: счастье, заботе, любви, хотим быть нужными кому-то. Накануне Нового года мы, как и наши предки-язычники, всегда ждем чуда. Это нельзя объяснить никакими рациональными мотивами.
Архетипы в полной мере присутствуют в нас и сегодня, поэтому неудивительно их появление в рекламных сюжетах, шоу-бизнесе, СМИ и политике. Например, богатырь — символ архетипа Самости. Это герой, который может справиться с тем, что обычному человеку не под силу. Данный образ эксплуатируется сегодня в политической и медийной практике, особенно в периоды предвыборных кампаний, когда кандидаты хотят предстать перед электоратом сильными, уверенными в себе руководителями. Главными же древними архетипами остаются такие актуальные для нас образы, как Тень, Отец и Мать, архетипы Мудрого Старца и Мудрой Старухи.
Любовная игра
Огромная роль в славянских мифах и обрядах отводилась архетипу Любви. Его символика очень распространена у славян, примером чего может служить празднование Ивана Купалы, когда среди молодежи в старину разыгрывались разнообразные любовные сюжеты. Гуляющие прыгали через костер, купались в реке, бросали венки в воду, проводили различные игры. Эти ритуалы, по сути, указывали на эротический компонент любви, что фактически свидетельствует лишь о начальном этапе ее понимания.
Главным же событием купальской ночи был поиск цветка папоротника, который открывался далеко не каждому человеку, но только тому, кто готов на подвиги и самопожертвование, духовное возвышение. Цветок в славянской мифологии был подарком человеку, преодолевающему все препятствия и получающему заслуженную награду. Аналогия — в знакомой всем сказке «Аленький цветочек».