На старом месте
Добираясь по извилистым, узким улицам посёлка с однотипными домами, никак не ожидаешь, что в конце пути откроется потрясающий вид на Мсту. С высокого берега реки видно, как в лесных просторах она делает крутой изгиб. Однако не из-за одних ландшафтных красот приглянулось это место под реконструкцию семейного хутора Х века с присущей тому времени инфраструктурой: жилыми домами, амбаром, погребом, хлебопекарней, загоном для скота. Благодаря находкам из археологических раскопок, которые ведутся лишь в нескольких метрах от деревеньки, историки не сомневаются, что здесь действительно было древнее поселение.
— История у нас богатая. Наш район тем и славен, что на его территории до наших дней сохраняются уникальные комплексы археологических памятников раннего средневековья: жальники, курганы, сопки, городища. Не исключено, что за княгиней Ольгой и её дружиной, плывшей по Мсте в 946 году в Новгород, пристально следили именно с этого обрывистого берега. Гостем она была нежеланным, поскольку хотела подчинить местных жителей своей власти. Но дружина была здесь недолго, 10—15 лет. По неизвестной причине крепость, в которой она расположилась, сгорела, — рассказывает ведущий методист Любытинского краеведческого музея Анна ВИНДУШЕВА.
Свою версию, почему это могло произойти, я озвучивать не стала, но понятно, что дань платить мало кому хотелось. Проникнувшись уважением к легендарному прошлому этой земли, мне ещё сильнее захотелось узнать о том, как здесь жили в древности.
Под полатями
Современные мастера соорудили постройки в строгом соответствии с технологиями более чем тысячелетней давности. Между брёвнами для утепления жилища они заложили мох, крышу покрыли дёрном и берестой. Сегодня задуманное, существовавшее лишь в макете, за исключением нескольких хозяйственных построек, реализовалось. Четыре жилые постройки музея дают посетителям представление о том, как жили древние русичи.
{thumbimage 150px 1}— Голову берегите, сразу не разгибайтесь, — предупреждает нас Анна Александровна, когда мы входим с фотокором в одну из изб. Слова были не лишними, над низеньким входом располагались длинные полати. Чтобы не расшибить голову, пару шагов в глубь жилища делаем, согнувшись в три погибели. Интерактив так интерактив. Должны же мы на себе почувствовать все мелочи средневековой жизни. Внутри относительно просторно, но если учитывать, что в доме жил целый род, одна большая семья, то становится понятно, почему даже место над дверью выделялось для сна.
Дверь маленькая для того, чтобы максимально сохранить в избе тепло в холода. Открывается с характерным скрипом. Не без гордости Анна Виндушева демонстрирует: дверь как в средневековье — без петель — и отлично функционирует.
Артефакты, найденные в ходе археологических раскопок, помогли разобраться местным краеведам, как в древности отапливали жилище. Центральные, и в чём-то эксклюзивные, экспонаты — это печки-каменки в каждом доме. Плоские камни сложены насухую, то есть без применения глины. В деревне всё до деталей должно соответствовать традиционным канонам.
Сомневаясь в том, что подобная конструкция выдержит огонь и не развалится от неловкого движения, задаю провокационный вопрос:
— Растопить-то их можно?
— А как же! Наши сотрудники даже хлеб по старинному рецепту пекли.
Туристам, правда, подобное развлечение в музее не предлагают. Подозреваю, что угощение получается слишком «оригинальным». Но показать, как топилась изба по-чёрному, — всегда пожалуйста!
Трогайте на здоровье!
Впрочем, некоторые предметы и их использование становятся в диковинку не только гостям из других городов или из-за рубежа. Местные деревенские ребятишки, для которых здесь проводят образовательные программы по этнографии, открывают для себя тоже массу любопытного. Так, например, если для их бабушек и дедушек сноп был вещью весьма заурядной и непримечательной, то внукам приходится на тематических занятиях объяснять, для чего на полях связывали стебли. В этом году в музее даже вырастили рожь, а снопы из неё соорудили в качестве учебного пособия.
— Каким образом сушились снопы, мы показываем нашим посетителям в конце деревни, — говорит специалист. — Делалось это примерно на таком, как у нас, высоком, конусообразном, сделанном из жердей устройстве. Называется оно шиш. Выражение «у него нет ни шиша» обозначало когда-то, что человек, не имеющий даже такого простого предмета, — никудышный хозяин.
По словам Анны Виндушевой, любытинские дети до прихода в их деревню не видят и не знают, как растёт лён и для какой цели его разводили. Факт достаточно грустный, учитывая ещё и то, что экспозиции краеведческого музея располагаются в бывшем здании льнозавода. Чтобы окончательно не забылось ремесло, на мастер-классах под открытым небом сотрудники музея демонстрируют процесс обработки льна. Проводят уроки и по ткачеству, глине, бересте.
Особенность музея — трогать разрешается абсолютно всё. В буквальном смысле можно прикоснуться к истории. Каждая вещь в «Славянской деревне» — точная копия найденных археологами старинных предметов.
Со временем появится в избах и утварь. По словам нашей рассказчицы, в музее хотят добиться, чтобы у каждого вошедшего в жилище, относящееся к эпохе формирования русской государственности, возникало ощущение, что его хозяин только что покинул дом. В интерпретации жизни Древней Руси также помогают переодевание в средневековые одежды и забавы того времени: бросание копий, хождение на ходулях, скандинавская игра в кубы, чем-то похожая на наши городки. И всё это за символическую плату. Окунуться в историю взрослому обойдётся в пятьдесят рублей, ребёнку — в пять.
Любытинская деревня-музей имеет своих постоянных посетителей, которые следят за тем, как всё время обновляется антураж комплекса. И в каждую следующую поездку у них есть полная уверенность обнаружить в деревеньке что-то новое из почти забытого древнего.
Владимир МАЛЫГИН (фото)