Прочитав новостную ленту сайта, можно сделать вывод, что положительно на популярность сайта повлиял приход нового президента ресурса — Ильи Широкова. Действительно, за последние месяцы «Одноклассники» существенно изменились. Например, тут появились разделы «Игры» и «Приложения» — то есть то, что давным-давно существует в других социальных сетях. Однако руководство сайта всё-таки сделало эти нововведения эксклюзивными: теперь любой пользователь может собирать овощи на ферме и громить банды в сотовом телефоне. Все говорит о том, что «Одноклассники» делают упор именно на мобильность портала. Именно для того, чтобы хоть чем-то отличаться от других социальных сетей.
Однако прямые конкуренты «Одноклассников» vkontakte.ru опережают первых и по количеству посетителей в день, и по количеству зарегистрированных пользователей. Здесь зарегистрировано почти 90 млн. человек, и каждый бесплатно имеет право делать всё, что ему заблагорассудится: кто-то использует «Вконтакте» для того, чтобы общаться с друзьями, кто-то смотрит здесь клипы и фильмы, кто-то использует сайт как аудиоплеер. Различные же компании используют сайт для продвижения своих марок и товаров. Например, в Санкт-Петербурге, с недавних пор продвинутые сотрудники PR-отделов крупных компаний и пресс-секретари различных организаций все свои рассылки и запросы дублируют в «Вконтакте» с полной уверенностью в том, что сообщение точно дойдёт до адресата и ему не придётся выуживать его из потока спама в почтовом ящике.
Ресурсы — «Одноклассники» и «Вконтакте» — пережили много этапов конкурентной борьбы. В какой-то момент они дышали друг другу в затылок. Активные и давние пользователи обоих ресурсов, наверное, могут вспомнить, когда в «Одноклассниках» милиционеры начали вычислять преступников, а судебные приставы и коллекторские конторы должников. Люди боялись выходить в Интернет и удаляли свои аккаунты на сайте. Но буквально тут же началась «ответная акция» — очень быстро распространился слух о том, что создатель «Вконтакте» Павел Дуров — сотрудник госбезопасности, у которого «под колпаком» находятся все зарегистрированные пользователи. И ведь многие верят в такую ерунду до сих пор, хотя посетителей от таких слухов ощутимо меньше не стало ни у одного из ресурсов.
Свою роль сыграла коммерциализация сайтов. То, что до какого-то момента было бесплатным, стало стоить денег. И в 2008 году «Одноклассники» начали стремительно терять свой рейтинг из-за платной регистрации на сайте. В это же время «Вконтакте» выжимал из пользователей кровно заработанные более изощрённым способом — посредством рейтингов каждого пользователя, подарков и многочисленных приложений. Незатейливая игра «Счастливый фермер», до сих пор остающаяся самой популярной в социальной сети, выкачивала из одного кармана по 200–300 рублей в день.
Если раньше считалось, что на «Одноклассниках» сидят исключительно москвичи и сопредельные с ними области, а на «Вконтакте» только петербуржцы и соседние регионы, то сейчас всяческие границы стёрты. Но «население» виртуальных миров всё-таки отличается. По возрасту. «Одноклассники» посерьёзнее, и соответственно, тут сидят люди постарше. «Вконтакте» более «игривый» ресурс, и здесь регистрируется в основном молодёжь. Хотя очень много людей пользуются и тем, и другим ресурсами одновременно.
Между тем всё новые социальные сети рождаются и умирают чуть ли не каждый день. Различия между ними только в методе нахождения друзей и знакомых во Всемирной паутине. Неплохо развился сайт «Мой мир», который даётся бесплатно в довесок к почтовому ящику на mail.ru. Довольно много посетителей и в «Моём круге» Яндекса. Кроме того, многие россияне уже давно начали пользоваться популярнейшими иностранными сетями — My Space и Facebook.