Мы встретились с Александром Петровичем в его ухоженном домике в деревне Пола. На приусадебном участке, куда ни кинь взгляд, — яркие шапки всевозможных цветов. Здесь, на скамейке среди зелени и состоялась наша беседа.
— Я боялся, что отпразднуем мы этот юбилей, ветеранов напоздравляем, песен напоем, а потом забудем все до следующей юбилейной даты. И захотелось сделать существенное, полезное — то, что останется потомкам. Не скрою, было очень сложно, пришлось много дней провести в архивах, в местном Парфинском музее. Я изучал документы и первоисточники — письма воевавших в наших местах, встречался с теми, кто пережил войну в наших деревнях. А еще земляки помогали собирать свидетельства очевидцев, работали в Интернете. И хотя, признаюсь, книга довольно сырая и ее надо дорабатывать, удалось пролить свет на судьбу 202-й стрелковой дивизии и узнать новые подробности о боях за Старую Руссу.
Книга «Демянский котел. Путь к Сталинграду» вышла тиражом в 200 экземпляров и моментально разошлась по рукам. Такая же судьба была и у первой книги Александра Симакова, написанной четырьмя годами ранее. Называлась она «Зорянская округа погибших деревень» и была посвящена деревням Налючского края, которых стерла с лица земли Великая Отечественная война: Зорянка, Стрелицы, Туганово, Горчицы, Сомшино, Гривка… Автор сумел восстановить подробные схемы улиц и даже хозяйственных построек одиннадцати деревень, стоявших когда-то на берегу речки Ларинки. А также проследил судьбы большинства из жителей. Для того чтобы это сделать, ему не понадобились архивы, о жизни деревень, трагически погибших зимой 1942 года, рассказали уцелевшие старожилы. А еще отставной полковник установил на обочине сельской дороги щит, на котором перечислены все бывшие населенные пункты. Книга была нарасхват, а сам бывший военный почему-то потерял покой:
— Я немало удивился, увидев, что военная тема волнует многих. И решил показать ход боевых действий на демянском плацдарме, просто заболел этой идеей. Так появилось продолжение «Зорянской округи» — «Демянский котел». Буду работать и дальше, насколько хватит времени и сил.
А времени у парфинского пенсионера немного — его неумолимо занимает работа в саду и живопись, которой Александр Петрович стал заниматься в 60 лет. И вполне успешно: летом выставка его картин состоялась в поселке Парфино, а в ноябре его полотна увидят жители Старой Руссы. Ну а читатели будут ждать новых книг.