— Отмечу, что хотя согласно приказу Министерства соцразвития РФ и приказу по охране здоровья населения области срок углубленной диспансеризации был определен с 1 января по 30 апреля, специалисты госпиталя продолжают и в майские дни проводить обследования. Это связано с тем, что некоторые из ветеранов оттянули медицинский осмотр из-за начавшегося садово-огородного сезона.
— По результатам осмотра по показаниям ветераны смогут получить необходимую лечебно-диагностическую, реабилитационную и высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП), пройти медикаментозное лечение. К слову, высокотехнологичную помощь можно получить теперь и в Великом Новгороде. Областная клиническая больница и первая городская имеют лицензии на этот вид деятельности. Показания для направления на ВМП выявлены у 16 человек. Более 60 ветеранов смогут получить санаторно-курортное лечение. Кроме того, на каждого участника диспансеризации будет составлена справка-анкета, в которой будет указана информация о состоянии здоровья и о необходимых препаратах. Также ведётся работа по формированию областного регистра ветеранов. Задача программы — укрепление и сохранение здоровья ветеранов, продление их жизни.
Кстати, ветераны новгородской группы, отправляющиеся 9 мая на парад в Москву и Санкт-Петербург, получили справки-анкеты на руки. Более того, всё время пребывания ветеранов в столицах их будут сопровождать специально для этой цели направленные врачи госпиталя.
— Ваше учреждение стало главным по оказанию медицинской помощи ветеранам. Какими заболеваниями чаще всего они страдают?
— Средний возраст обследованных нами пожилых людей составил 84 года. На первом месте среди наиболее часто встречающихся заболеваний стоят сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая, церебно-васкулярная болезни. Далее следуют недуги опорно-двигательного аппарата, такие, как остеохондроз, полиостеоартроз, деформирующий артроз. К распространенным относятся болезни органов глаз: глаукома и катаракта. Как правило, фоновым для перечисленных заболеваний является сахарный диабет, который осложняет протекание основного недуга и выводит пациента на вторую или первую группу инвалидности. Но если вовремя медикаментозно контролировать диабет, то риск негативных последствий от него для организма можно снизить.
— Много ли тех, кто получил осколочное ранение во время Великой Отечественной?
— Группа инвалидов Великой Отечественной войны незначительна. На учёте в госпитале 260 человек, хотя в целом по области их намного больше. С возрастом ранения не беспокоят, и хирургические вмешательства не проводятся. Другое дело последствия, связанные с ранениями. Проблемы решает травматолог, ортопед, хирург, реабилитолог. Ветераны в зависимости от того, что необходимо, получают новые ортезы, протезы, стельки, ортопедическую обувь.
— А как получали медицинскую помощь ветераны из районов?
— Нами была организована выездная бригада. Раз в неделю на протяжении четырёх месяцев врачи госпиталя посещали один из районов. Осмотр ветеранов проводился на базе районных больниц. Узких специалистов там не хватает, поэтому бригада была сформирована из пяти-шести наших докторов. Для маломобильных ветеранов осмотры проводились на дому.
— После обследования вы предлагали ветеранам пройти лечение и в своём стационаре?
— В общем и целом обследование ветеранов мы проводим каждый год. Но проведенная с 1 января по 30 апреля углубленная диспансеризация стала более масштабной. Помимо осмотра терапевта, невропатолога, окулиста, лор-врача, гинеколога она включала в себя проведение развёрнутого клинического анализа крови, общий анализ мочи, ЭКГ, определение остроты и других параметров зрения, ультразвуковое исследование внутренних органов. Делались онкомаркёры — так мы смогли выявить несколько фактов начинающихся раковых заболеваний. Один из ветеранов даже пошутил: «Осматриваете так, как будто в космос хотите отправить».
Так вот, если требуется, мы предлагаем ветерану плановую, подчёркиваю — плановую, госпитализацию. Есть такое заблуждение, что госпиталь работает и по экстренным случаям. Но у нас просто нет таких возможностей, нет реанимации. И хирургические операции мы не проводим. Только когда ветеран выходит из тяжёлого состояния, он становится транспортабельным, его можно перевезти к нам для долечивания. Пока существует угроза жизни, лучше госпитализировать его в больницу. В стационарах города должны быть оборудованы комфортабельные палаты для пожилых людей.
— Как выстраиваются отношения между пациентами и вашими врачами?
— Для нас важно, чтобы у нас работал стабильный коллектив врачей. Он в принципе не менялся свыше десятка лет. Ветераны запоминают своего участкового врача, и более того, наши медики выступают доверенными лицами. Например, если у одиноких ветеранов нет родственников и близких людей, а им требуется по рецепту получить необходимый лекарственный препарат, тогда медсестра сама его приносит ветеранам на дом. Не секрет, что сейчас многие ветераны напуганы участившимися нападениями и обманами по отношению к ним. Не доверяют даже сотрудникам социальной службы. А наших докторов узнают и по голосу.
Медицинский персонал госпиталя знает характер и предпочтения своих подопечных. Так у нас негласно сложились две категории пациентов. Одна состоит из тех, кто никогда не ляжет к нам на обследование в посадочный сезон, и, напротив, в другой те, кто предпочитает весенне-летний период провести в больнице. И мы идём навстречу. Более того, нередко ветераны, знающие хорошо друг друга, просят разместить их в одной палате. Мы не против этого, понимаем, что госпиталь для них становится местом, где они могут вдоволь пообщаться. И они действительно ведут диспуты, споры. У нас они объединяются, а дома чаще всего не могут ни с кем словом перекинуться, даже на улицу им тяжело спуститься. Здесь же встречаются друг с другом люди, которые с прошлого года не виделись.
— В каком состоянии попадают к вам ветераны?
— Чаще в удовлетворительном. Однако среди поступающих к нам ветеранов есть и из неблагополучных семей, те, кто плохо питается. Бывает, что лечим от педикулёза и чесотки. Есть ветераны, у которых соматическое состояние в норме, но они перестают адекватно оценивать реальность, не контролируют себя, забывают выключить газ, электричество, воду. Могут таким образом сами себе нанести вред. Совместно со службой опеки оценивается домашняя обстановка, и ветерану предлагается, как один из вариантов, переезд в дом ветеранов. Если пожилой человек проявляет желание, тогда мы подключаем специалистов социального комитета.
Отдельно скажу: возраст — не показатель сохранности здоровья. Один в 94 выглядит бодрячком, другой — на 30 лет моложе, а передвигается с трудом.
— Тогда какими будут ваши рекомендации ветеранам?
— Многое зависит от внутренней дисциплины, от того, вовремя ли принята таблетка, по часам ли происходят питание, сон. Необходимо соблюдать элементарный режим дня. Подъём, зарядка, но по показаниям. Приём правильной пищи. Обязательны прогулки для поддержания кислородной нагрузки. Обед. Важны сон и лёгкий ужин. Чтобы не испытывать плохого самочувствия, стоит организовать себя и собственное тело. Сбои возникают, когда недоел или, наоборот, переел, недоспал, не принял препарат и так далее.
— Вы в прошлом человек военный. От своих пациентов требуете такого же чёткого исполнения рекомендаций, как в армии приказов?
— Нет, что вы. К своим ветеранам мы относимся исключительно тепло и доброжелательно. С ними по-другому нельзя, они особенные люди.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)