Все это время Новгородская область была разрезана фронтом на две части. Западные районы оккупированы фашистами, восточные — тыл советских войск. Например, к началу 1941 года численность населения Новгорода составляла свыше 48 тысяч человек. До 15 августа были эвакуированы около 45 тысяч. А в день освобождения, 20 января 1944 года, в городе оставался 51 человек.
В нашей публикации — два эпизода. Очень разные, потому что разнообразна и многомерна экспозиция. Пересказать все увиденное невозможно.
Все ушли на фронт
Экстерьер выставки, которая охватывает все сферы жизни военных лет — детские судьбы. Широко показан медицинский аспект и даже развитие сельского хозяйства. Да-да, развитие, хотя всем понятно и известно, что в самом начале войны врагу удалось захватить богатейшие сельскохозяйственные области страны, где производилось около половины всей продукции земледелия и животноводства. Кроме того, на фронт ушли практически все трудоспособные мужчины. Помните у Высоцкого?
Так случилось — мужчины ушли,
побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон,
растворились в дорожной пыли.
Вытекают из колоса зерна,
эти слезы несжатых полей,
И холодные ветры проворно
потекли из щелей...
Колхозы и совхозы передали Красной Армии почти все поголовье лошадей, из МТС были взяты автомобили и новые тракторы. Многие МТС были эвакуированы, на фронт ушли почти все мужчины. Забота о хлебе легла на плечи новгородских крестьянок. Уже через три месяца после начала войны должна была быть уборка урожая и осенний сев. Армии требовалось продовольствие.
В первые месяцы войны, когда противник стремительно наступал, эвакуация из городов и районов нашей области происходила под огнем. Только из семи районов (Валдайского, Демянского, Крестецкого, Лычковского, Молвотицкого, Мстинского и Новгородского) к 30 сентября 1941 года эвакуировали более 85 тысяч человек, 30% населения области. Спасен был почти весь колхозный скот, вывезли 391 трактор.
В Новгородской области зоной эвакуации стали Боровичи, где сосредоточились, в частности, огромные аграрные ресурсы. В Боровичском районе в 1942 году работало 162 коллективных хозяйства. Посевная площадь колхозов составляла 21 672 га, при этом площадь под яровые культуры была увеличена на 117, под овощи — на 318% по сравнению с 1940 годом. Для значительного повышения урожайности культур было заготовлено и внесено на поля 206 514 тонн торфа, золы, органических удобрений.
Продолжая традиции Всесоюзных сельскохозяйственных выставок, боровичане выступили инициатором проведения в военных условиях районной сельскохозяйственной выставки, материалы которой представлены на экспозиции. Ее участники стахановцы-боровичане: от 14-летних подростков до 70-летних стариков.
Невозможно воссоздать в одной газетной публикации даже относительно полную картину происходившего в Новгородской области даже на каком-то отдельно взятом отрезке времени. Мы показали, что происходило в сельском хозяйстве в начале войны в Боровичах. Но ведь вскоре здесь были развернуты 22 военных медицинских учреждения. Боровичи стали городом-госпиталем. Всего один пример: за годы войны 5700 боровичан сдали для госпиталей более 15 000 литров крови.
До Великой Отечественной войны на территории нашей области действовала широкая сеть различных медицинских учреждений. Часть из них оказалась в оккупации.
К 20 июля 1941 года на основании приказа главнокомандующего войсками Ленинградского военного округа было развернуто 4170 коек на базе больниц, санаториев и домов отдыха, формировались госпитали.
Одним из таких госпиталей был Новгородский госпиталь № 448.
Сотрудникам госпиталя приходилось работать в тяжелейших условиях, часто под бомбежкой. Операционные размещались в землянках, палатках, уцелевших зданиях. Историю Новгородского госпиталя № 448 архивисты восстанавливали по рассказам ветеранов и бывших сотрудников медучреждения, которые любезно оказывали содействие при создании данной экспозиции.
В зоне оккупации
Тяготы войны легли и на детские плечи. Многие подростки остались без родителей и крова. Но жизнь продолжалось, нужно было работать и учиться. Военные условия определили свои возрастные рамки для детей и подростков: с 15 лет дети должны были работать.
Несмотря на войну, органы Советской власти проводили работу по поддержке школьного образования, добивались 100% охвата детей школой. Вопреки острой нехватке учебников и тетрадей, дров для отопления и керосина для освещения, в районах области работали десятки школ. Учителя и школьники свою хорошую учебу, общественную работу в госпиталях и на колхозном поле посвящали славным победам отцов и братьев на фронтах войны.
Школьники несли дежурство в больницах и госпиталях, принимали поступавших с фронта раненых и оказывали им первую помощь. Младшие выступали перед ранеными красноармейцами с концертами, писали письма за тех, кто не мог это сделать самостоятельно.
Отмечу интересный экспонат, представленный с согласия родственников. Это рассекреченные документы из фильтрационного дела, представляющие подлинную историю насильственного угона советского подростка, пережившего все тяготы и ужасы принудительного лагерного труда в Румынии и Германии, еще раз подтверждающие мужество простого человека, сохранившего верность своей стране.
Для экскурсантов по экспозиции выставки предусматривается показ документального фильма «Каратели», снятого Первым каналом, а также записанные интервью ветеранов новгородского военного госпиталя № 448, которые принимали активное участие в сборе материалов и восстановлении исторических событий войны.
Продовольственное снабжение, как в городах, так и в сельской местности находилось на низком уровне, поэтому людям приходилось рассчитывать только на продукты, которые они получали за работу в колхозах или на предприятиях. Острыми были проблемы жилищного и бытового устройства эвакуированных, обеспечения их работой. А дети? Им нужно было учиться.
Как со всем этим справлялись новгородцы – рассказывает небольшая, но очень емкая выставка. И очень хорошо, что туда постоянно организуется экскурсии учащихся. Молодежь должна знать родную историю. Должна знать, в каких условиях ковалась Победа.
Редакция благодарит сотрудников Государственного архива Новгородской области за помощь в подготовке этой публикации.
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)