— С новым статусом «областного» в роддоме увеличилось количество родов: за этот год их стало на 230 больше, — рассказывает Валерий Мишекурин. — Перинатальный центр — функциональное подразделение, которое будет оказывать помощь беременным, роженицам, а также новорожденным. Напомню, он будет создан на базе нашего роддома и отделения новорожденных детской областной клинической больницы. В данный момент мы активно работаем над тем, чтобы сведения обо всех беременных перинатального риска, которые проживают в области и в Великом Новгороде, поступали к нам. Для этой цели в ноябре начал свою работу организационно-методический отдел. Акушеры с периферии информируют нас о сложных пациентках, а мы заблаговременно готовимся к их приёму.
— Подобное общение ограничивается телефонными разговорами?
— Ни в коем случае. За каждым районом закреплен врач-куратор областного родильного дома. В декабре мы впервые ввели практику, когда он регулярно выезжает непосредственно на место и знакомится с кадрами и с материально-технической базой, проводит обучающие семинары. Подобные посещения областной родильный дом организует стабильно: в месяц — два района. Если попросят взять женщину к нам на гинекологическую операцию, мы не отказываем. Телефонные консультации проводим с районами, если при родах у женщины возникают осложнения. Наш дежурный врач всегда готов оказать помощь и уделить время, чтобы совместно вести роженицу. Если потребуется, то проведем перегоспитализацию. Специально для таких внештатных ситуаций и был создан акушерский консультативный центр.
— А как в целом вы оцениваете акушерско-гинекологическую службу на местах?
— Я объездил территорию региона вдоль и поперек. За эти полгода в должности главврача у меня было столько поездок, сколько не происходило до этого за все 16 лет моего пребывания в Новгородской области. Замечу: в некоторых районах гинекологов нет вообще. Есть проблемы с кадрами, например, в Боровичах, с материально-техническим оснащением — в Окуловке родильное отделение находится в плачевном состоянии. Оно расположено в деревянном, еще довоенном корпусе. На Боровичи, второй по численности город в области, — всего один аппарат вентиляции легких новорожденных. Стучу по дереву, чтобы не случилось такого, когда двум малышам одновременно понадобится его помощь. В глубинке акушерская служба самая сложная по той причине, что всю ответственность за роды берет на себя один человек. Нам в этом отношении проще: с утра собрали консилиум и выработали общую тактику ведения пациентки. Поэтому считаю, что акушерский консультативный центр будет особенно актуален и востребован. И еще вот на чем я хотел бы акцентировать внимание: фельдшер в деревне всегда был уважаемой персоной, даже более, предположу, чем глава поселения. Поэтому сельский доктор должен прилагать более активные действия к тому, чтобы асоциальные, неблагополучные беременные вставали на учет в женскую консультацию.
— Состояние беременных, по вашему мнению, меняется с годами?
— Да. К сожалению, не в лучшую сторону. Можно прогнозировать: положительной динамики пока не предвидится. К репродуктивному возрасту подошли те, кто родился в девяностые. Основная проблема здоровья будущей мамы и плода — это фетоплацентарная недостаточность, нарушение кровообращения в системе мать — плацента — плод. Оно-то и является основной причиной потерь при родах. Развивается на фоне абортов, ранней половой жизни, перенесённых инфекций, курения. Процент нормальных родов невысок, в регионе он составляет 37 процентов. Постарел возраст первородящих, так как сейчас на первом месте у женщины — карьера, учеба, деньги, жилье. Хотя нацпроект сыграл свою роль — за последние годы возросло количество тех, кто хочет родить повторно, в третий или в четвертый раз. Однако справедливости ради надо отметить — беременные стали более грамотными. Назначаешь препарат, а она спрашивает: зачем он, как действует? Современная беременная больше знает о родах. У нее выше уровень знаний о своих правах как пациентки.
— Специально для повышения грамотности и информированности новгородских беременных вы и сайт областного родильного дома создали?
— И не только для этого. Сейчас сайт работает в тестовом режиме, полноценно начнёт функционировать в ближайшем будущем. Предназначение информационного ресурса — в налаживании обратной связи с пациентками. Нам важно знать, как оценивают они нашу работу. Возможна такая ситуация: женщина осталась недовольна медицинскими услугами, но у неё не было времени рассказать о своих претензиях. Сайт позволит ей сделать это. Хотя, слава Богу, за время моего пребывания здесь в качестве главного врача нареканий на областной родильный дом ко мне не поступало. Кроме того, посетители сайта смогут получить именную консультацию от конкретного врача, в том числе и от главного. Я планирую отвечать на вопросы, поступившие ко мне по лечебным и по организационным темам, в течение двух-трех дней.
— Удивило размещение на вашем сайте подраздела «Народные приметы». Доверяете им?
— Это была моя улыбка. Ведь мы, акушеры, — люди очень суеверные. Так, например, не могу видеть, чтобы женщина при родах, которые веду я, была с косой. Заставлю ее любыми путями распустить волосы.
— Создание перинатального центра предполагает наличие соответствующих медицинских кадров и современное оснащение. Как на данный момент времени с этим обстоит дело?
— Сейчас кадровая проблема в областном родильном доме есть только с неонатологами и детскими анестезиологами-реаниматологами. Но мы ждем в этом году молодого специалиста, заканчивающую обучение в Новгородском медицинском институте. Полностью укомплектован штат акушеров-гинекологов. Нет дефицита ни в среднем, ни в младшем медицинском персонале. Что касается оборудования, то переход нашего роддома в областную собственность позволяет нам претендовать на федеральные деньги, их мы предполагаем потратить на полное переоснащение медицинской аппаратурой. Необходимы кювезы, в которых медики выхаживают недоношенных малышей, новые аппараты искусственной вентиляции лёгких. На 2010—2011 годы у нас подана заявка на государственную помощь на правах софинансирования, то есть средства пойдут из областного и федерального бюджетов. Ждем поступлений уже в этом году. На них планируем также ввести отделение реанимации новорожденных и приобрести уже этим летом установку абдоминальной декомпрессии — с помощью этой дорогостоящей современной технологии можно исправить нарушения, возникающие между плацентой и плодом. Так, при первых признаках гипертрофии ребенка в утробе матери беременную помещают в камеру, где над областью матки создается отрицательное давление, за счет чего улучшается кровоток в сосудах и таким образом улучшается питание плода. Эта методика активно используется по всей России. Следует отметить, что у псковичей таких камер 10, в Ленинградской области — около 70, а у нас пока ни одной.
— Грустно. Но, кроме переоснащения, не лишним будет и само обновление здания родильного дома. Планируете ремонт?
— Обязательно. Более двадцати лет в роддоме не было капитального ремонта. Пока ориентировочно рассчитываем приступить к работам в третьем квартале. Сейчас проводим конкурсы среди организаций и фирм. Нам необходимо заменить системы электроснабжения и канализации, окна. Из областной казны уже выделены деньги — десять миллионов рублей. Ремонт будет проходить локально, поэтому ни персонал, ни пациентки больших неудобств почувствовать не должны. И мы не собираемся в связи с этим как-то ограничивать количество принимаемых родов.
— Утолите женское любопытство. Не секрет, что многие беременные из Великого Новгорода задумываются, куда им отправиться рожать: к вам или выбрать первый родильный. Не возникает ли в связи с этим соперничества между роддомами?
— Соперничества никакого быть не может, мы делаем одно общее дело. Наши пациенты — в основном беременные с патологиями со всей области, которые поступают к нам по направлениям. Если мы не можем справиться, то отправляем пациентку в северную столицу, в Институт акушерства и гинекологии имени Отто. Ежемесячно туда едут от нас две-три роженицы. При этом мы принимаем и тех, у кого вынашивание протекает нормально. Ни одной женщине из областного центра мы не отказываем. Половина наших коек занята жительницами Великого Новгорода. Вообще, я считаю, выбирать роддом надо целенаправленно. Наше отличие в том, что почти 15 лет у нас успешно работает система «Мать и дитя», организованы индивидуальные родильные залы. Мы предлагаем женщине сразу же, как только она родила, взять заботу о ребеночке на себя. Признаюсь: поначалу, как только я приступил к своим обязанностям, думал о создании альтернативы, я ведь пришел из первого роддома, где мать с ребенком разлучены. Однако хватило одного посещения отделения «Мать и дитя», в котором, кстати, палаты рассчитаны на два человека, чтобы отказаться от этой затеи. Приятно наблюдать, как мама воркует над своим младенцем. Если у неё возникают трудности в уходе, подскажут и покажут наши медсёстры. Плюс системы в том, что когда женщина возвращается домой, она уже подготовлена.
— А какие планируете вводить новшества?
— Сейчас идут ремонтные работы в сервисном блоке, где разместим палаты-люкс. Ищем дополнительные источники финансирования. Летом будем создавать амбулаторно-консультативное отделение, которое возьмет на себя функции женской консультации. Его открытие позволит более детально заняться вопросами бесплодия, процент которого в области высок, — каждая десятая новгородская пара не может родить ребенка. Необходимо составить алгоритм действий женщины, которая хочет, но не может забеременеть. Существуют ведь федеральные квоты по невынашиванию и бесплодию. Если после года-полутора лечения она не смогла зачать, её можно отправить к специалистам в Санкт-Петербург. Пока же сведения по этой теме даже не систематизированы. Так что остаётся работать, работать и еще раз работать.
Владимир МАЛЫГИН (фото)