Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Город на Правеже

{thumbimage 150px 1}2 января 1570 года Иван Грозный подошёл к Новгороду, но не вступил в город. Почему? На этот вопрос мы попытаемся ответить, но прежде воспроизведём рассказ о последующих событиях по Новгородской третьей летописи, которую никак нельзя заподозрить в симпатиях к царю. С другой стороны — это старейший из отечественных документов о новгородском разгроме.
Здесь, конечно, дотошный читатель найдет возражения. По распространенной среди историков гипотезе, Новгородская третья летопись составлена на основе Уваровской летописи. И в обеих имеется фрагмент-вставка, названный теперь «Повестью о разгроме Новгорода Иваном Грозным (первоначальное название: «О приходе царя и великого князя Ивана Васильевича и о том, как казнил Великий Новгород, что опричниной и разгромом именуется»). Кстати, это произведение было довольно широко распространено на Руси. Современная историческая наука знает более 80 списков, почти каждый из которых хоть чем-то, но отличается от другого. А именно — дополнениями переписчиков.
Но нас в данном случае интересует не первенство авторов этих летописей в обнародовании «Повести о разгроме», но то, что и в Третьей, и в Уваровской летописях содержатся ранние редакции этого документа. А в Никоновской летописи, например, помещена пространная редакция, которую в ученых кругах называют компилятивной. То есть расширенная «Повесть о разгроме» содержит конъюнктурные добавления. Нам же это не интересно, поскольку с версификаторами и выдумщиками мы уже хорошо знакомы по иностранным мемуарам.

Неприязненные дела

«Повесть о разгроме» в транскрипции Новгородской третьей летописи начинается с протокольного, довольно пространного вступления, создающего эмоциональный фон рассказу. Фактически из него можно вынести лишь одно: летописец недоумевает, почему царь поверил врагам и активным недоброжелателям новгородцев?
Посещением, изволением и наказанием Вседержителя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа за умножение беззакония нашего и богомерзких противных грехов умножились великая злоба греховная в людях и всякие преступления: вражда, ненависть, грабежи, ложь. За эти злые неприязненные дела беззаконные, по пророческому писанию, приходит с небес Гнев Божий на сынов противных и непокорных и на все нечистое. По-всякому наказывал нас всещедрый человеколюбец Господь Бог своим щедрым милосердием. Иногда голодом, мором, то есть смертельными болезнями; иногда пожаром, а иногда находил безбожных супостатов, посылая страшные и, хуже того, междоусобные брани и кровопролития роду человеческому…
Современному читателю не следует фиксировать внимание на покаянные признания в «беззаконии и богомерзких противных грехах». Это всего лишь форма изложения, присущая тому времени (напомню: конец ХVII века, когда создавалась эта летопись).
Было и в дни наши великое землетрясение и колебание, как в прошлое время. Но отцы наши возвестили нам в богоспасаемом, именитом и славном Великом Новгороде, что их око не видало и ухо не слыхало, а сердце человеческое не принимает то, что сотворил всещедрый Господь праведный свой суд над городом отцов наших за беззакония наши и великие согрешения по наущению и злоумышлению богоотступников, злых и буйных людей-хищников, по действу неприязненного супостата-дьявола, вложившего в уши царя неприязненные слова на архиепископа новгородского Пимена, на его владычных бояр и на именитых жителей городских о предании города иноплеменникам. Но от этих неистовых ложных слов ожесточил Бог сердце царю и великому князю Ивану Васильевичу, всея Руси самодержцу, великим гневом и неистовою яростью, великим озлоблением на Великий Новгород; на свою, государеву, царскую державу и на всех людей, живущих в городе.
После этого автор наконец-то переходит к изложению конкретных событий, развернувшихся в Новгороде в начале января 1570 года: В лето от всемирного создания 7078 (1570) года января второго дня, в понедельник, на память отца нашего Сильвестра и папы Римского, благочестивый государь царь и великий князь Иван Васильевич, всея России самодержец, послал в Великий Новгород перед собой изгоном передний полк своих государевых бояр и воевод, и князей, и дворян, и детей боярских, и всяких воинских людей великое и бесчисленное множество.
Почему царь поступил именно так, на мой взгляд, можно объяснить очень просто. Во-первых, «изгонный полк» должен был проверить готовность Новгорода к встрече царя. Во-вторых, поскольку Иван Грозный шел в Новгород не с добрыми намерениями, он наверняка хотел знать, не готовятся ли новгородцы к сопротивлению? В-третьих, «изменное дело» было не единственной претензией, которую царь собрался предъявить Новгороду.

Богатства и долги

Любопытное заключение о роли новгородской епархии в экономической деятельности Новгорода содержится в монографии профессора, доктора юридических наук Олега Чистякова «История отечественного государства и права» (1999). Понятно, книга не содержит обстоятельного анализа экономики Новгорода того периода, который мы сейчас рассматриваем, но в ней есть специальная глава, посвященная роли церкви в истории Новгорода и Пскова. Там, в частности, отмечается: «В Новгороде, как и в других русских землях, существовали светские и духовные феодалы. К духовным относились монастыри и высшие церковные иерархи. Монастырское землевладение росло быстро. Монастыри редко отчуждали свои владения, исключалось и дробление церковных земель. Обширные земельные владения давали Новгородской епархии богатые доходы, которые пускались в торговый оборот. Как в Новгороде, так и в Пскове церковь объявила себя покровительницей торговли, хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках».
Это увлечение торговлей и бизнесом, видимо, и сыграло злую шутку с новгородскими клерикалами, которые не хотели платить за такого рода деятельность соответствующие налоги. Англичанин Джильс Флэтчер в своей книге «О государстве русском» (1591) рассказывает, например, что в конце XVI века Псков с его областью платил каждый год тяглом и податью около 18 000 рублей, Новгород — 35 000, Торжок и Тверь — 8000, Рязань — 30 000, Муром — 12 000, Холмогоры и Двина — 8000, Вологда — 12 000, Казань — 18 000, Устюг — 30 000, Ростов — 50 000, Москва — 40 000, Сибирь — 20 000, Кострома — 12 000. Как видим, Новгород даже после «разгрома» остался в первых рядах богатых городов России. К слову, здесь же автор дает разъяснение, что это были за налоги: Тягло есть годовой доход или оклад, взимаемый с каждой выти (около 1 га. — Г.Р.) или определенной меры какого бы ни было хлеба, который собирается присяжными и доставляется в Приказ… Подать есть положенный сбор деньгами с каждой сохи или известной сотки по всему государству. И если мы говорили прежде о запустении новгородских земель, то, по Флэтчеру, получается, что к началу правления Бориса Годунова (именно об этом времени пишет англичанин) «пустоты» были заполнены.
Есть в книге Флэтчера и сведения о доходах новгородского владыки. Правда, он пишет о новгородском митрополите, который пришел на смену архиепископу в 1589 году, когда московский митрополит стал патриархом. Но мы должны учесть, что доходы митрополита были наверняка ограничены репрессиями Ивана Грозного. То есть в 90-е годы митрополит в Новгороде получал меньше, чем архиепископ в 60-е. Сколько? Флэтчер пишет: Ежегодный доход патриарха с поместий (кроме других статей) простирается до 3000 рублей или марок, а митрополитов и архиепископов до 2500 рублей. Из епископов одни получают 1000 рублей, другие 800, иные 500 и проч. Были и такие, которым приходилось даже (как сказывали мне) 10 или 12 тысяч рублей в год, как, например, митрополит Новгородский.

Дети боярские

Таким образом, гнев царя, вынужденного тратить огромные деньги на содержание армии в постоянной боеготовности из-за угроз со стороны Крыма, Ливонии, Польши, Швеции, на неплательщиков налогов был обоснованным. И новгородская летопись дает тому косвенное подтверждение:
Изгонный полк, приехав в Великий Новгород, по повелению благочестивого государя, царя и великого князя Ивана Васильевича, всея России самодержца, около Великого Новгорода установил великую стражу и крепкие заставы. И повелел царь сторожам на заставах строго охранять всех живущих в городе, чтобы ни один человек из города не убежал. А другие государевы, княжьи и боярские дети из того же первого полка разбежались по всем монастырям, что есть около Великого Новгорода, и монастыри те и церковные казны закрыли (в тексте: «запечатали». — Г.Р.), а игуменов, священников, дьяконов и соборных старцев из всех новгородских монастырей собрали и привезли с собой в Великий Новгород. Старцев было числом до пятисот, и большинство из них поставили на правеж до царского приезда.
Разъясним неблагозвучный термин «правеж». В древнерусском судопроизводстве так называлось принудительное взыскание долга, сопровождавшееся «битьем батогами несостоятельного должника», поясняет «Большой толковый словарь современного русского языка» (1991) под редакцией Дмитрия Ушакова. Такое было средство принуждения к уплате долга. Вполне законное. И отменили его только в 1718 году, введя принудительные работы.
А другие дети боярские из того же государева первого полка собрали со всего Великого Новгорода из всех церквей попов и дьяконов и, поставив их на правеж, раздали по десять человек приставам и велели им держать их крепко, в узах железных, и бить с утра до вечера на правеже беспощадно до выкупа. А доправить с них велел государь по двадцать рублей с каждого по новгородскому их числу (курсу рубля, который в Новгороде был выше, чем в Москве в это время, почти вдвое. — Г.Р.), как у них в Новгороде счет деньгам держат.
Здесь уместно сослаться на Вячеслава Тулупова («Русь Новгородская»): В ХVI веке «по-настоящему богатым и влиятельным человеком считался только крупный землевладелец. Поэтому контроль над землепользованием и оборотом земли являлся одной из важнейших функций государства. В Новгороде этот контроль осуществлял архиепископ. Земля была базовой ценностью средневековой государственности, и в Новгородской республике гарантом ее сохранности выступал владыка. «С начала XIV века новгородский владыка осуществлял контроль не только за черными землями, но и скреплял печатью практически все земельные документы (купчие, раздельные, закладные, меновые) независимо от того, в чьем бы владении эти земли ни находились» (Малыгин П.Д. О региональных владычных наместниках новгородской земли // Великий Новгород в истории средневековой Европы. М., 1999).
С течением времени церковные владения неуклонно росли. Этот процесс шел за счет того, что набожные новгородцы постоянно жертвовали Церкви свои земельные угодья. В будущем дело шло к тому, что почти весь новгородский земельный фонд мог постепенно перейти в собственность Церкви, а люди, населявшие эти земли, под прямое управление новгородского владыки. Такая перспектива была вполне реальной. Ведь в Новгороде никто никогда не посягал на церковную собственность, и ни о какой секуляризации со стороны государства, ввиду его теократичности, не могло быть и речи».
А другие дети боярские из того же полка по всему Великому Новгороду и по улицам, во всех городских приходских церквах подцерковные и домовые палаты у всех знаменитых людей Великого Новгорода опечатали и большую стражу поставили, чтобы охранять до приезда государева. А другие дети боярские из того же государева первого полка повелением государя во всем Великом Новгороде купцов приказных, государевых людей и просто известных горожан ловили и отдавали их приставам и велели держать их крепко в оковах железных, а дома и все имущество опечатали. За женами и детьми их они велели стражникам строго следить до приезда государя.

Вместо эпилога

Очевидец тех событий Генрих Штаден писал, что по приказу Ивана Грозного были сняты также самые большие колокола, а из церквей забрали все, что ему полюбилось… Каждый день царь поднимался и переезжал в другой монастырь, где снова давал простор своему озорству… Таких монастырей внутри и вне города было до 300, и не один из них не был пощажен. Потом начали грабить город. Целых шесть недель без перерыва продолжались ужас и несчастье в этом городе! Ни в городе, ни в монастырях ничего не должно было оставаться: все, что воинские люди не могли увезти с собой, то кидалось в воду или сжигалось… Были снесены все высокие постройки. Было иссечено все красивое: ворота, лестницы, окна. Альберт Шлихтинг добавляет, что среди вещей, взятых Грозным из Софии, были изящные бронзовые ворота. Грозный поставил их в церковь Александровской слободы — своей загородной резиденции.
Впрочем, мы опять забежали вперед. Ведь царь появился в Новгороде только 8 января. А 6-го он прибыл вместе с царевичем Иваном, а с ними — бесчисленное количество полков, князей, бояр, детей боярских и прочих военных людей. Да с ним же, с государем, — полторы тысячи стрельцов. И приехал государь в Великий Новгород и встал со всей силой на Торговой стороне, на месте, нарекаемом Городище, в двух верстах от посада Великого Новгорода. Иными словами, летопись указывает, что Иван Грозный остановился на Рюриковом городище.
 
Геннадий РЯВКИН

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА