История его боевого крещения несколько необычна. Наверное, так бывало на войне нередко, когда комическое и драматическое тесно переплетались. Но все по порядку…
* * *
4 июля 1941 года полк вылетал на новое боевое задание. Как рассказывали однополчане, машина командира полка Петра Стефановского должна была взлететь последней. И тут оружейный мастер докладывает, что крупнокалиберный пулемёт в самолете отказал.
Стефановский в эти минуты был похож на вздыбившегося во весь свой громадный рост медведя. Его глаза метали молнии.
— Уберите всё это немедленно и поставьте новый пулемёт, — приказал Стефановский, а сам побежал к стоявшему в стороне замаскированному МиГу, готовому к взлёту.
Оказывается, этот самолёт Стефановский сам оставил «на всякий случай» на аэродроме: вернутся наши с боевого задания без горючего и боеприпасов, а тут, не ровён час, фашист налетит — сколько дров наломает! Бывало уже в других частях, наслышаны...
Теперь он хотел на этом запасном самолете улететь вслед за полком сам, а в засаде пусть уж останется командирский МиГ-3, которому сейчас поставят новый пулемёт.
Но произошло неожиданное. Лётчик Григорий Бахчиванджи не захотел покинуть кабины запасного самолета. Он и так был не доволен, что его не взяли в первый для него боевой вылет вместе со всем полком, а тут ещё и самолёт отдай!
— Без полка вы не командир и не имеете права приказывать, — отрезал он Стефановскому. — И самолёт этот мой, я его в институте ещё облётывал. Самолёт, ружьё и жену не дам никому — так у нас говорят на Кавказе!
Не успели решить спор командир и пилот, как в воздухе появился немецкий «Дорнье-217». Моментально сброшена маскировка, взревел мотор, и Бахчиванджи прямо со стоянки устремился в воздух. Он ловко зашёл фашисту в хвост. Расстояние между самолетами быстро сокращается. Метров с 50 Григорий открыл огонь изо всех пулемётов, и вражеский бомбардировщик, окутанный пламенем и дымом, свалился на край аэродрома.
Наблюдавшие за этим скоротечным боем техники и штабисты радостно рукоплескали победителю, кричали: «Ура, Жора!», а победитель уходил всё дальше от аэродрома.
«Решил воспользоваться моментом и догнать полк, ушедший на задание, — подумал командир, — придется наказывать за непослушание». Но ошибся: Бахчиванджи заметил в воздухе другой «До-217», который бесстыдно удирал, бросив без помощи своего рухнувшего на землю собрата. Напуганный враг наполовину сломлен, добить его — несложная задача. И Бахчиванджи настиг беглеца, поджёг ему правый мотор и пустил догорать на землю.
— И этому капут! — кричат на земле.
Но радость вдруг как рукой сняло — у Бахчиванджи авария. Даже с земли видно, что винт «МиГа» остановился. Сейчас самолёт войдёт в «штопор» и... Но Бахчиванджи мастерски делает переворот и с неработающим мотором идёт на посадку. Невероятно, но факт — «МиГ-3» планирует! И не только планирует, но и классически садится! Стефановский, этот бывалый испытатель, с восхищением смотрит на полет Бахчиванджи.
В первом же бою такая блистательная победа! Все, кто находился на аэродроме, бегут к самолету. Еще издали видно разгоряченное лицо пилота.
— Ранен?
— Кажется, нет. Шею вот жжёт.
Быстро разматывает белый шёлковый шарф. Он продырявлен пулей. По коже — жжёная полоса. Но героя уже качают на руках. Не каждому дано в первом же вылете сбить два самолета. Техники осматривают «МиГ» и делают вывод: «машина мертва». Мотор, оба радиатора, лонжероны, даже пневматика колес изрешечены пулями. Посадить такую машину способен только летчик-ас.
* * *
В августе 1941 года командир эскадрильи Григорий Бахчиванджи был отозван на испытательную работу. В конструкторском бюро тогда создавался самолет-перехватчик нового типа — с жидкостным реактивным двигателем. Испытывать эту машину и было доверено ему.
…15 мая 1942 года с утра конструкторы, товарищи Григория по испытаниям самолетов, члены государственной комиссии с напряжением ожидали разрешения на взлет. Механики не отходили от машины, снова и снова проверяя каждый агрегат. В 19 часов Бахчиванджи поднял самолет в небо...
Первый полет на «самолете-ракете» с жидкостным реактивным двигателем прошел успешно, в запланированном что называется режиме. За это достижение Григорий Бахчиванджи был отмечен высшей правительственной наградой — орденом Ленина.
Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. 27 марта 1943 года, при очередном испытании первого в СССР ракетного самолёта, летчик развил скорость более 800 км/час. Это была первая встреча человека со звуковым барьером. И первая жертва на пути к его преодолению...
«Был очень хороший день, — вспоминал свидетель этого полета конструктор вертолетов Михаил МИЛЬ. — Самолет стремительно и круто набрал высоту. Ушел вверх, вышел на прямую. Грохот громче, факел пламени больше. Скорость неслыханно большая. Внезапно траектория из прямой перешла в параболу. Машина скатилась вниз и разорвалась на земле...».
Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым тогда не умели. Последнее задание лётчику предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/час на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли, полёт до 78-й секунды протекал нормально. И тут отказал двигатель. Истребитель, находившийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/час вошёл в пике и под углом 50 градусов ударился о землю.
«За героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями, присвоить посмертно звание Героя Советского Союза летчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу». Этот указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 28 апреля 1973 года.
Сергей ВЕТКИН