Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Мастер воздушного боя

20 февраля исполняется 102 года со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя первых реактивных истребителей Григория Бахчиванджи. В годы войны он совершил в небе над Новгородом 65 боевых вылетов.
В Великую Отечественную войну Григорий Бахчиванджи вступил в составе 402-го истребительного авиационного полка особого назначения, сформированного из летчиков-испытателей. Менее чем за полтора месяца летчик успел совершить 65 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, лично сбил два самолета и участвовал в уничтожении трех в группе.
История его боевого крещения несколько необычна. Наверное, так бывало на войне нередко, когда комическое и драматическое тесно переплетались. Но все по порядку…
* * *
4 июля 1941 года полк вылетал на новое боевое задание. Как рассказывали однополчане, машина командира полка Петра Стефановского должна была взлететь последней. И тут оружейный мастер докладывает, что крупнокалиберный пулемёт в самолете отказал.
Стефановский в эти минуты был похож на вздыбившегося во весь свой громадный рост медведя. Его глаза метали молнии.
— Уберите всё это немедленно и поставьте новый пулемёт, — приказал Стефановский, а сам побежал к стоявшему в стороне замаскированному МиГу, готовому к взлёту.
Оказывается, этот самолёт Стефановский сам оставил «на всякий случай» на аэродроме: вернутся наши с боевого задания без горючего и боеприпасов, а тут, не ровён час, фашист налетит — сколько дров наломает! Бывало уже в других частях, наслышаны...
Теперь он хотел на этом запасном самолете улететь вслед за полком сам, а в засаде пусть уж останется командирский МиГ-3, которому сейчас поставят новый пулемёт.
Но произошло неожиданное. Лётчик Григорий Бахчиванджи не захотел покинуть кабины запасного самолета. Он и так был не доволен, что его не взяли в первый для него боевой вылет вместе со всем полком, а тут ещё и самолёт отдай!
— Без полка вы не командир и не имеете права приказывать, — отрезал он Стефановскому. — И самолёт этот мой, я его в институте ещё облётывал. Самолёт, ружьё и жену не дам никому — так у нас говорят на Кавказе!
Не успели решить спор командир и пилот, как в воздухе появился немецкий «Дорнье-217». Моментально сброшена маскировка, взревел мотор, и Бахчиванджи прямо со стоянки устремился в воздух. Он ловко зашёл фашисту в хвост. Расстояние между самолетами быстро сокращается. Метров с 50 Григорий открыл огонь изо всех пулемётов, и вражеский бомбардировщик, окутанный пламенем и дымом, свалился на край аэродрома.
Наблюдавшие за этим скоротечным боем техники и штабисты радостно рукоплескали победителю, кричали: «Ура, Жора!», а победитель уходил всё дальше от аэродрома.
«Решил воспользоваться моментом и догнать полк, ушедший на задание, — подумал командир, — придется наказывать за непослушание». Но ошибся: Бахчиванджи заметил в воздухе другой «До-217», который бесстыдно удирал, бросив без помощи своего рухнувшего на землю собрата. Напуганный враг наполовину сломлен, добить его — несложная задача. И Бахчиванджи настиг беглеца, поджёг ему правый мотор и пустил догорать на землю.
 — И этому капут! — кричат на земле.
Но радость вдруг как рукой сняло — у Бахчиванджи авария. Даже с земли видно, что винт «МиГа» остановился. Сейчас самолёт войдёт в «штопор» и... Но Бахчиванджи мастерски делает переворот и с неработающим мотором идёт на посадку. Невероятно, но факт — «МиГ-3» планирует! И не только планирует, но и классически садится! Стефановский, этот бывалый испытатель, с восхищением смотрит на полет Бахчиванджи.
В первом же бою такая блистательная победа! Все, кто находился на аэродроме, бегут к самолету. Еще издали видно разгоряченное лицо пилота.
— Ранен?
— Кажется, нет. Шею вот жжёт.
Быстро разматывает белый шёлковый шарф. Он продырявлен пулей. По коже — жжёная полоса. Но героя уже качают на руках. Не каждому дано в первом же вылете сбить два самолета. Техники осматривают «МиГ» и делают вывод: «машина мертва». Мотор, оба радиатора, лонжероны, даже пневматика колес изрешечены пулями. Посадить такую машину способен только летчик-ас.
* * *
В августе 1941 года командир эскадрильи Григорий Бахчиванджи был отозван на испытательную работу. В конструкторском бюро тогда создавался самолет-перехватчик нового типа — с жидкостным реактивным двигателем. Испытывать эту машину и было доверено ему.
…15 мая 1942 года с утра конструкторы, товарищи Григория по испытаниям самолетов, члены государственной комиссии с напряжением ожидали разрешения на взлет. Механики не отходили от машины, снова и снова проверяя каждый агрегат. В 19 часов Бахчиванджи поднял самолет в небо...
Первый полет на «самолете-ракете» с жидкостным реактивным двигателем прошел успешно, в запланированном что называется режиме. За это достижение Григорий Бахчиванджи был отмечен высшей правительственной наградой — орденом Ленина.
Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. 27 марта 1943 года, при очередном испытании первого в СССР ракетного самолёта, летчик развил скорость более 800 км/час. Это была первая встреча человека со звуковым барьером. И первая жертва на пути к его преодолению...
«Был очень хороший день, — вспоминал свидетель этого полета конструктор вертолетов Михаил МИЛЬ. — Самолет стремительно и круто набрал высоту. Ушел вверх, вышел на прямую. Грохот громче, факел пламени больше. Скорость неслыханно большая. Внезапно траектория из прямой перешла в параболу. Машина скатилась вниз и разорвалась на земле...».
Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым тогда не умели. Последнее задание лётчику предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/час на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли, полёт до 78-й секунды протекал нормально. И тут отказал двигатель. Истребитель, находившийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/час вошёл в пике и под углом 50 градусов ударился о землю.
«За героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями, присвоить посмертно звание Героя Советского Союза летчику-испытателю капитану Бахчиванджи Григорию Яковлевичу». Этот указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан 28 апреля 1973 года.
 
Сергей ВИТУШКИН,
Сергей ВЕТКИН

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА