Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Жажда крови

{thumbimage 150px 1}В конце декабря 1569 года Иван Грозный принял решение о походе на Новгород. К этому времени следствие по делу о новгородской измене, инициированное доносом Петра-волынца, подошло к концу. Князь Владимир Старицкий, в пользу которого якобы организовался заговор, был мертв. Осталось только разорить гнездо заговорщиков.
Примерно так подается в современной историографии версия о причинах разгрома Новгорода царем. Фундаментом для нее является неоднократно цитированный нами статейный список Посольского приказа из сыскного изменного дела 1570 года на новгородского архиепископа Пимена. Но вот в чем загвоздка: в статейном списке нет не только фабулы «изменного дела», нет и упоминаний о Петре-волынце. Линию, соединившую волынца с Пименом, провели много позже 1570 года. Причем сами новгородцы.
Вообще Петр-волынец появляется на исторической сцене лишь в Летописце Николо-Дворищенского собора (Никольская церковь на Ярославовом Дворище в Новгороде): Некий волынец, волочащий (величавший себя. — Г.Р.) именем Петр. Может ли это послужить причиной для того, чтобы объявить его «мифическим» персонажем, как это делает, например, Руслан Скрынников в «Третьем Риме»? Разумеется, нет. Хотя бы потому, что в ХVIII веке, когда составлялась вышеупомянутая летопись, новгородцам не было никакой надобности вводить в историю вымышленного героя-доносчика.
Другое дело, что многие документы того времени до нас не дошли, и мы не можем достоверно определить, кто был этот самый Петр-волынец? Чем его так обидели новгородцы, что он выдал их намерения договариваться с поляками? Откуда узнал об этих планах? Впрочем, тема уже исследовалась нами, и те, кто хочет освежить память, могут обратиться к «НВ» от 04.12.2009 («Умирать легко»).
 
Без объяснения причин

Тем не менее допустим, что Петра-волынца не было и доноса не было. Что же побудило Ивана Грозного отправиться громить и грабить новгородцев? В русских летописях ответа на данный вопрос мы не найдем. Они лишь констатируют факт. Например, Пискаревский летописец: О походе и о казни новгородской. В том же году (1570. — Г.Р.) ходил царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич в Новгород с гневом и многих людей Новгородской области казнил многими различными казнями: мечом, огнем и водою. И велел в полон имать (конфисковать. — Г.Р.) и грабить всякие сокровища и божество: образы и книги, и колокола, и всякое церковное имущество. Краткий летописец ХVII века: В 7078 (1570) году государь царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич собрал все свое воинство и пошел на Великий Новгород, и там многое множество людей новгородских побил и богатства много взял. В Разрядной книге 1475—1598 годов — совсем коротко: В том же году (1570. — Г.Р.) ходил государь в Великий Новгород и Новгород велел грабить. Иными словами, самое большее, что мы получаем из русских источников того времени в качестве информации о причинах начала новгородского похода: царь разгневался на Новгород. За что — неизвестно.
Может быть, больше расскажут иностранцы, которых рядом с Грозным в период опричнины было немало? Таубе и Крузе: 20 января 1569 года вызвал великий князь к себе в Александровскую слободу всех опричников, богатых и бедных, кто только был боеспособен, и сообщил им, будто бы город Новгород и все епископы, монастыри и население решили предаться его королевскому величеству королю Польскому. К этому безумному сообщению побудили его скорее перст Божий в наказание за его грехи или его тиранское сердце, чем какие-либо обоснованные истинные причины. Нельзя описать, откуда возникли эта дьявольская злоба и воображение, тем более установить точные причины. Мы уже разбирались с датировкой, но напомню. Здесь авторы «Послания к Готхарду Кеттлеру, герцогу Курляндскому и Семигальскому» или ошибочно назвали декабрь январем, или соединили разбирательство по захвату Изборска (январь 1569) с разбирательством по новгородскому делу (январь 1570). Очевидно, что в тексте описка. Но также очевидно, что ничего нового к нашим знаниям о причинах выступления на Новгород Таубе и Крузе не добавляют.
«Истинно правдивое описание»: Великий князь и царь всея Руси и прочее выехал верхом вскоре после Рождества (имеется в виду католическое Рождество, 25 декабря. — Г.Р.) тайным образом с 40 000 человек и направился к Великому Новгороду. Но никто не знал, какие у него были намерения на уме. Тайно с 40-тысячным войском?! На мой взгляд, взаимоисключающие категории. И еще отмечу, что в сентябре 1569 года, когда стала явной угроза захвата Астрахани крымскими татарами и турками, царь послал туда во главе с князем Василием Серебряным 11 полков. Исторически установлено, что численность войска составляла около 30 тысяч человек. Но эти люди шли на войну. А 40 тысяч — против мирного Новгорода?
Альберт Шлихтинг («Краткое сказание»): Страдая жаждой человеческой крови, он (Иваг Грозный. — Г.Р.) особенно сурово заказал, под угрозой кары секирой и палками, чтобы из Москвы никто не смел отправляться по проезжей дороге, которая ведет в Новгород, ни мужчина, ни женщина, напоследок даже ни собака или какая-нибудь скотина… А всех встречных он приказывал убивать, так как мало доверял и своим, про которых знал, что они хорошо расположены к польскому королю. И если бы польский король не вернулся из Радошковиц и не прекратил войны, то с жизнью и властью тирана все было бы покончено, потому что все его подданные были в сильной степени преданы польскому королю. Но это выступление тирана было до такой степени таинственным, что ни в Москве, ни в Новгороде, ни в другом месте не знали, где именно находится и что делает князь Московский... И новгородцы не узнали об этом раньше, чем он находился на расстоянии мили от города; тогда-то они стали кричать, что для них наступает страшный суд.
Разумеется, цитатник можно продолжать, но ничего сколько-нибудь существенного мы не найдем, ибо уже привели примеры из текстов наиболее посвященных авторов. Например, англичанин Джером Горсей, описывая события в своем «Путешествии», вообще меняет местами время прибытия царя в Псков и Новгород. Итальянец Алессандро Гваньини откровенно пересказывает Шлихтинга, Пауль Одерборн собирает в своем трактате «Жизнь Иоанна Васильевича, великого князя Московии» (1584) сведения из любых доступных ему источников. Такая свобода обращения с фактами легко объяснима: абсолютное большинство иностранных авторов выполняли заказы противников Ивана Грозного по дискредитации образа и политической  деятельности русского царя.

Зверь по натуре

Конечно, свидетельства современников, если даже авторы в описании не точны и субъективны, имеют решающее значение для последующей реконструкции тех или иных событий. Однако с течением времени открываются новые и новые документы, историки сопоставляют источники, получая гораздо более точную картину, чем могли, скажем, представить нам Таубе и Крузе или автор Пискаревского летописца.
По такой логике, от классиков наших исторической науки мы вправе ожидать конкретных и обстоятельных рассказов о том, почему же Иван Грозный вздумал разгромить Новгород, что подразумевал он под изменой новгородцев? Если самое страшное — государственную измену, почему не казнил главаря заговора архиепископа новгородского Пимена?
Ответы на столь важные вопросы до неприличности примитивны или вовсе отсутствуют. Николай Карамзин, естественно, выбирает самую простую и самую красивую (с точки зрения литературы) версию: «В сие время, как уверяют, один бродяга Волынский, именем Петр, за худые дела наказанный в Новегороде, вздумал отмстить его жителям: зная Иоанново к ним неблаговоление, сочинил письмо от Архиепископа и тамошних граждан к Королю Польскому; скрыл оное в церкви Св. Софии за образ Богоматери; бежал в Москву и донес Государю, что Новгород изменяет России. Надлежало представить улику. Царь дал ему верного человека, который поехал с ним в Новгород и вынул из-за образа мнимую Архиепископову грамоту, в коей было сказано, что Святитель, Духовенство, чиновники и весь народ поддаются Литве. Более не требовалось никаких доказательств. Царь, приняв нелепость за истину, осудил на гибель и Новгород, и всех людей, для него подозрительных или ненавистных». Все это мы уже не раз проговаривали. Отмечу только, что совершенно непонятно, откуда Карамзин получил подробности о «верном человеке» и его с Петром-волынцем действиях в Новгороде. Неужели так просто было прийти в Софийский собор и шарить за иконами?
Сергей Соловьев в «Истории России с древнейших времен», следуя раз и навсегда избранному методу, пересказывает Карамзина: «Страшный огонь жег внутренность Иоанна, и для этого огня не было недостатка в пище: летом 1569 года явился к царю какой-то Петр, родом волынец, и донес, что новгородцы хотят предаться польскому королю, что у них уже написана и грамота об этом и положена в Софийском соборе за образом Богоматери. Иоанн отправил в Новгород вместе с волынцем доверенного человека, который действительно отыскал грамоту за образом и привез к государю; подписи — архиепископа Пимена и других лучших граждан — оказались верными; говорят, что этот Петр, бродяга, наказанный новгородцами из желания отомстить им, сам сочинил грамоту и необыкновенно искусно подписался под руку архиепископа и других граждан. Иоанн решился разгромить Новгород».
Николай Костомаров в «Русской истории в жизнеописаниях главнейших ее деятелей» (1872) добавляет что-то свое, но настолько «свое», что за научную версию это никак принять невозможно: «Московский царь давно уже не терпел Новгород. При учреждении Опричнины он обвинял весь русский народ в том, что в прошедшие века этот народ не любил царских предков. Видно, что Иван читал летописи и с особенным вниманием останавливался на тех местах, где описывались проявления древней вечевой свободы. Нигде, конечно, он не видел таких резких, ненавистных для него черт, как в истории Новгорода и Пскова. Понятно, что к этим двум землям, а особенно к Новгороду, развивалась в нем злоба. Новгородцы уже знали об этой злобе и чуяли над собой беду, а потому и просили Филиппа ходатайствовать за них перед царем. Собственно тогдашние новгородцы не могли брать на себя исторической ответственности за прежних, так как они происходили большей частью от переселенных Иваном III в Новгород жителей из других русских земель; но для мучителя это обстоятельство проходило бесследно». А уж когда нашлись грамоты, «подделанные» Петром-волынцем, «чудовищно развитое воображение Ивана и любовь к злу не допустили его до каких-нибудь сомнений в действительности этой проделки».
Не более глубокомыслен митрополит Макарий в «Истории русской церкви»: «Лютость Иоанна достигла крайних пределов. Не довольствуясь уже тем, чтобы губить отдельные лица и семейства, он начал изливать гнев свой на целые города». В период войны, затяжных эпидемий и климатических катастроф.
Даже Василий Ключевский («Курс русской истории») все списывает на «возбуждаемость» царя: «Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе — читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы».

Вместо эпилога

Итак, мы не видим ни одной попытки со стороны летописцев и историков разобраться в причинах, побудивших Грозного так жестоко расправиться с новгородцами. Заговор? Но ни в Твери, ни в Нарве, ни в Пскове царь заговорщиков не искал. Только в Новгороде и Москве.
И здесь будет уместно вспомнить, в каком положении находилась Россия в 1569 году. В апреле царь активизировал усилия по созданию буферного Ливонского королевства во главе с принцем Магнусом. В июне Польша и Литва подписывают Люблинскую унию, создается антимосковская Речь Посполитая. В сентябре татары и турки совершают поход на Астрахань.
Поход был для агрессоров неудачным. Однако нельзя не учитывать, что польский король Сигизмунд постоянно подталкивал крымских татар к наступлению на Россию, упрекая, в частности, в 1571 году хана Девлет-Гирея, что он за три года не причинил Ивану Грозному никакой шкоты (пол. «ущерб». — Г.Р.), в московской земле ни одного замка не взял и ему (Сигизмунду. — Г.Р.) не отдал. В итоге хан все-таки сжег Москву в 1571 году, но это другая история.
14 сентября в Новгород прибыло шведское посольство во главе с Паулем Юстеном. Послы Юхана, официально коронованного Юхана III, намеревались просить у русского царя прочный мир всем жителям Шведского королевства, как пишет Юстен в своих заметках «Посольство в Московию» (1572). Но до середины января 1570 года дальше Новгорода послов не пускали.
Как видим, Новгород занимал важную позицию в политическом раскладе Ивана Грозного. Царь пытался не допустить создания союза Речи Посполитой и Швеции. Малейшие колебания новгородцев, намерения самостоятельно решать какие-то проблемы с любой из этих сторон могли нарушить зыбкое равновесие. На свою беду владыка Пимен этого не понял.
 
 Геннадий РЯВКИН

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА