По большому счету «электронное правительство» покажет, как государственные учреждения смогут использовать то лучшее, что есть сегодня в бизнесе. Прежде всего речь идет о мобильности и учёте интересов потребителя услуг. Так, если сегодня возможны через Интернет продажи товаров и услуг, то почему каждый не может, используя современные коммуникации, оформить регистрацию автомобиля, заплатить госпошлину или получить необходимую справку от чиновника? То есть декларируется: «Мы не должны стоять в очередях, Интернет должен предоставлять мгновенный доступ к государственным и муниципальным услугам 24 часа в сутки, а очереди у кабинетов — не нужны!». Дальше — больше. По мысли разработчиков, gosuslugi.ru в перспективе объединят все региональные аналогичные порталы в единое информационное пространство.
Между тем ресурс, владельцем которого является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и который начал работать с 15 декабря, уже подвергнут критике. Причем зачастую — совершенно обоснованной. Так, пользователей не удовлетворило техническое состояние портала — сайт работал с самого начала с большими перебоями.
Свою оценку в комментарии для «НВ» дал директор ГУ «Новгородский информационно-аналитический центр» Игорь ОВСЯННИКОВ:
— Честно говоря, большого впечатления сайт на меня не производит. Портал работает пока в тестовом режиме: насколько я заметил, не работает поиск по сайту, да и при повторном обращении к странице она у меня не открылась. Технические заминки продолжаются, но это не основное. Главные сомнения в плане оказания госуслуг в электронном виде вызывает то, насколько их может отразить существующая оболочка портала. Конечно, справочная информация, скажем, о часах приема, полезна, и возможность скачать анкету — тоже неплохо, но ведь работа еще предстоит большая, и сайт стоит только в самом начале своего развития.
Минсвязи же в своем комментарии, прозвучавшем в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» из уст советника министра Ильи МАССУХА, сообщило, что к февралю на сайте появится около 400 оцифрованных услуг. Советник отметил:
— Каждая услуга требует определенного бюрократического оформления, согласования в Минэкономразвития, и эта процедура не может быть механизирована.
И напоследок о том, как новгородцы, посетители портала администрации Новгородской области, поучаствовали в опросе на тему «Как вы относитесь к оказанию госуслуг в электронном виде?». Без малого 70% выбрали ответ «положительно». В данном случае, похоже, утверждение «спрос рождает предложение» подтверждено голосами «за» совершенно адекватно и ожидаемо. Кстати, в текстовом режиме уже можно познакомиться на сайте http://niac.natm.ru/gosuslugi/ с перечнем и содержанием государственных услуг в Новгородской области. Подробнее об этом мы расскажем в следующем выпуске «Проф@йла».
Между тем на совместном заседании Госсовета РФ и Совета при президенте по развитию информационного общества Дмитрий Медведев призвал разработать единые подходы к переходу на оказание госуслуг в электронном виде, сообщает ИТАР—ТАСС.
— Известно, что ведомства сегодня пользуются абсолютно несовместимыми между собой системами и базами данных, — посетовал глава государства. — И это при том, что больше половины госуслуг требуют межведомственного обмена информацией.
Для перехода к активному использованию информационных технологий и электронного правительства в РФ потребуется пять-шесть лет. Такой срок Президент РФ Дмитрий Медведев отвел на выполнение этих планов.