Герб Его Императорского Величества с колорами или цветами своими описывался так: Поле золотое или желтое, на котором изображен императорский орел песочной, то есть черной, двоеглавой... На орловых грудях изображен герб великого княжества Московского, который окружен гривною или цепью Ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков, как следует. На крыльях имперского орла расположились шесть щитов с гербами царств Казанского, Астраханского, Сибирского и великих княжеств Владимирского, Новгородского и Киевского. Это было весьма примечательно, поскольку в то время уже не существовало такого деления России: вся страна состояла из восьми губерний, и Новгородская земля входила в состав Петербургской губернии. Следовательно, включение нашего герба в состав императорского — историческое признание заслуг Великого Новгорода перед Россией.
Новгородский герб был таким же, как и сегодня (точнее, сегодня такой, как почти 300 лет назад): в серебряном поле — два черных медведя, поддерживающие золотые кресла с красной подушкой, на которой стоят перекрещенные скипетр и крест. Над креслами — золотой подсвечник со свечами. В голубой части щита — две серебряные рыбы.
Отметим, что прообразом этому гербу послужила печать, изготовленная по приказу Ивана Грозного в 1565 году для скрепления грамот перемирных с шведским королем Новгороду о перемирии и грамот посыльных о порубежных и о всяких делах к шведскому королю. Как известно, первый русский царь поручал новгородским наместникам вести дела со шведами, не удостаивая их своей аудиенцией. На той печати было изображено место, а на месте — посох, а у места в сторону — медведь, а в другую сторону — рысь, а под местом — рыба.
Итак, еще до появления наместничества Новгород имел свой герб на гербе российском. Правда, еще больше наш герб стал похож на себя при царе Михаиле Федоровиче (1596—1645), когда предстал в виде двух медведей, поддерживающих трон, а внизу — две рыбы. Но, повторюсь, это не был утвержденный герб, а лишь схематичный рисунок, отражающий традицию. Например, австрийский дипломат Иоганн-Георг Корб (1672—1741) срисовал с российской государственной печати ХVII века себе в дневник новгородский герб в таком виде: трон, на нем — два перекрещенных посоха, около трона — медведи.
Таким образом, появлению официального герба Новгород был обязан тем, что получил статус губернского города. А вот став центром наместничества, смог вернуть свой символ на императорский герб. Дело в том, что в 1832 году вместо гербов трех великих княжеств на крылья орлу повесили гербы царств Польского и Таврического и великого княжества Финляндского. Скорее всего, это было продиктовано политической конъюнктурой: необходимостью укрепления позиций в Польше (Николай I стал польским королем в 1831 году), Финляндии и на юге России, где шли войны с османами. Но едва закончилось строительство Большого Кремлевского дворца (1834—1849), новгородский герб вернулся на законное место.
Справедливости ради следует сказать, что наш герб был помещен на один щит с символами Владимирского и Киевского великих княжеств (по новому проекту императорского герба). Зато расположился позади Тронного места в главном зале дворца — Андреевском, где и находится по сей день. А отдельно герб Новгорода можно найти здесь же на карнизе над первым ярусом окон, где «кругом всей залы размещены гербы всех царств, княжеств, областей и губерний, составляющих одно неразрывное целое, одну величайшую в свете монархию». Так было задумано проектировщиками. Так исполнили и современные реставраторы, восстановившие зал в 1995 году в том виде, в каком он был 160 лет назад.