Слово митрополита
В «Полном Церковно-Славянском словаре» (1993) есть любопытная отметка: «Первоначально Россия называлась Русью, затем, до Иоанна IV Грозного, она называлась «Русия». Современный Иоанну Грозному Митрополит Московский Макарий первый начал употреблять слово «Россия», и Государи, следовавшие за Иоанном Грозным, в своих речах и грамотах большею частию употребляли слово «Русия» и весьма редко «Россия». И только с Царствования Алексея Михайловича вместо «Русия» во всеобщее употребление вошло слово «Россия». В принципе, мы можем считать, что от Новгорода пошла не только российская государственность, но и современное название страны. Ведь митрополит Макарий, введший в лексический оборот термин «Россия», был новгородцем!
Напомним, он был «выдвинут на пост» митрополита Новгородской епархией, которую возглавлял в 1526—1542 годах, — самой влиятельной на Руси и самой богатой. Собственно, два этих качества (влияние и деньги) тесно связаны. И очень опасны именно для властителей церкви. Еще Иван III пытался ограничить власть и богатство новгородцев. В той же «Истории русской церкви» читаем (как пример): «…в 1478 г. великий князь Иван Васильевич взял себе половину земельных имений, и именно: у Юрьевского — 720 обеж, т.е. от 8640 до 10800 десятин; у Аркадиевского — 333 обжи, т.е, от 3996 до 4995 десятин; у Благовещенского — 253 обжи, т.е. от 3036 до 3795 десятин; у Никольского в Неревском конце — 251 обжу, т.е. от 3012 до 3765 десятин; у Антониева — 50 сох, т.е. 150 обжей или от 1800 до 1950 десятин; у Михайловского на Сковородке — 97 обжей, т.е. от 1064 до 1455 десятин. По этому можем судить, до чего простиралась тогда и полная пропорция земли у названных монастырей».
В начале своего царствования Иван Грозный вознамерился пойти по пути деда. Однако Макарий сумел переубедить царя, направив к нему знаменитое послание, в котором напоминал, что все цари греческие, от первого христианского царя Константина и до последнего, никогда не дерзали отнимать церковные вотчины, страшась грозных за то прощений святых Соборов и святых отцов, напротив, сами давали церквам и монастырям села и разные угодья, и молил, чтобы царь и го- сударь великий князь Иван Васильевич, всея Руси самодержец, по тем Божественным правилам у Пречистой Богородицы и у великих чудотворцев из дому тех недвижимых вещей, данных Богом в наследие благ вечных, не велел взять. Послание было настолько красноречиво, что царь на много лет оставил планы конфискации церковных богатств.
Деньги и власть
Митрополит Макарий всегда помнил об этом, сознавая, что от расположения царя зависит и его карьера, и материальное благополучие церкви. По этой причине в 1547 году к юному царю был подведен умный и хитрый советник, новгородский священник Сильвестр, а из новгородской епархии для Ивана Грозного, его родственников и ближайшего окружения везли баснословно дорогие дары. Об этом можно судить, например, по записям в Расходной книге Софийского собора с 1 ноября 1547 года по 30 августа 1548-го (не полным, а лишь тем, что сохранились до наших дней):
13 ноября послал (архиепископ новгородский Феодосий. — Г.Р.) к брату великого князя Юрию Васильевичу по случаю его свадьбы (3 ноября. — Г.Р.) образ Спасов, обложенный серебром, да золотой атлас, да пять портищ камок на 45 рублей московских, а молодой княгине — такой же образ Спасов да князю Димитрию Палецкому и его жене — по образу в серебряных же окладах. 18 декабря послал четыре иконы, обложенные серебром, брату государеву Юрию Васильевичу и его жене — по иконе и Ивану Дмитриевичу Володимирову и его жене — по иконе да 17 золотых боярам. Перед праздником Пасхи, 26 марта, послал: самому царю мех вина бастру да 20 золотых угорских, его царице Анастасии и его брату Юрию — по 10 золотых угорских, его теще — 6 золотых угорских; митрополиту Макарию — мех вина бастру да 10 золотых угорских, владыке Тверскому — золотой корабельник, Крутицкому — золотой угорский; двенадцати боярам великого князя и духовнику — по золотому корабленнику; 18 другим знатным лицам, князьям, постельничим великого князя — по золотому угорскому; 8 женам знатных бояр и князей — по золотому угорскому, 14 дьякам — по золотому угорскому и так далее.
Понятно, что новгородские клерикалы действовали не единственно по собственной инициативе и из любви к царю. Таким образом укреплялось и поддерживалось расположение Ивана Грозного к Новгороду. Прежде мы уже убедились, что это расположение вполне конкретно материализовалось в политических решениях царя, давшего новгородцам важнейшую привилегию практически самостоятельно выстраивать отношения со Швецией. И начатая в 1558 году Ливонская война тоже сулила (в случае успеха) огромные торгово-экономические дивиденды Новгороду: свободный выход к Балтийскому морю после нейтрализации агрессивного соседа.
И вот в последний день 1563 года митрополит Макарий умирает. И тут выяснилось, что церковная общественность, зная преклонный возраст митрополита (81 год), не подумала подготовить ему замену. На место почившего в бозе первосвятителя заявили претензии сразу девять человек: три архиепископа и шесть епископов! Естественно, среди них был и новгородский владыка Пимен.
Паутина интриг
Однако «новгородская тема» была, конечно, второстепенной в контексте событий, которые развертывались на Москве в начале 1560-х годов. А события эти таковы, что даже в лаконичном перечислении демонстрируют всю сложность ситуации, в которой находился Иван Грозный. Итак: война в Ливонии и с крымскими татарами, смерть первой жены Анастасии (7 августа 1560), отставка и удаление от трона Сильвестра, опала и смерть (октябрь 1560) еще одного фаворита Алексея Адашева, интриги в борьбе за место рядом с троном и, как их следствие, казни бояр и дворян. Здесь прервемся…
18 августа 1560 года (через 11 дней после смерти Анастасии!) Иван Грозный «объявил, что намерен жениться на сестре польского короля», пишет Николай Карамзин, который при этом в своей «Истории…» страстно уверяет нас, что следствием многочисленных казней и отставок Сильвестра с Адашевым стало безумие и буйство царя. Однако получается, что все эти события (разумеется, кроме странной смерти Адашева) уложились в одну декаду августа. По ее истечении Иван Грозный принимает рациональнейшее решение породниться с Сигизмундом, который стал властителем значительной части Ливонии. Довольно скоро узнав, что тот браку противится и нагло требует в приданое Новгород, Псков и Смоленск, русский царь вновь бросает в Ливонию «новую рать, 60 000 конницы и пехоты, 40 осадных пушек и 50 полевых» (Карамзин), одерживая несколько важных побед. Это ли дела безумца и развратника?!
Но вернемся к перечню событий, пред- шествовавших избранию митрополита. В 1561 году случилось долгожданное событие: царское достоинство Ивана Грозного было подтверждено Соборной грамотой Православной Восточной церкви, подписанной Вселенским патриархом Иосафом и 36 иерархами: быть и зваться царем законно и благочестиво… и быть царем и государем православных христиан всей вселенной от Востока до Запада и до океана. Между прочим, за грамотой в Константинополь ездил архимандрит Феодорит, послушник Кирилло-Белозерского монастыря, но (!) более 10 лет живший в Новгороде и хорошо знакомый Макарию, который и освободил его для важной миссии из заключения- послушничества. И еще напомним, что до тех пор 15 лет Европа его официально царем не признавала.
В декабре 1562 года царь отправляется во главе многочисленного войска (по Карамзину, до 280 000 человек), чтобы атаковать Литву. В начале 1563 года заключает (через боярина Морозова) договор со Швецией по Ливонии, отдавая им завоеванные земли на семь лет, чтобы потом они перешли под власть Москвы. В 1563 году — вторая женитьба, смерть брата Юрия, смерть митрополита Макария.
Политическая ситуация была крайне напряженной. В это время, как пишет митрополит Иоанн Снычев «царь нуждался в единомышленниках, которые могли бы взять на себя функции административного управления страной, традиционно принадлежавшие боярству». Таким единомышленником должен был стать новый митрополит.
Вместо эпилога
Казалось, что выбор падет на новгородского владыку Пимена. Во всяком случае, перед тем, как церковный собор приступил к избранию, царь направил туда послание, содержащее довольно прозрачный намек на того, кого он хотел бы видеть преемником Макария: Отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук, а прежние Русские митрополиты чудотворцы Петр и Алексий, архиепископ Новгородский Иоанн и Ростовские чудотворцы Леонтий, Игнатий и Исаия носили белые клобуки, как и изображаются они на иконах. Последующие затем митрополиты и Ростовские епископы и архиепископы носили уже черные клобуки, а почему отложены были белые, мы не нашли в писании. Новгородский же архиепископ Пимен, богомолец наш, носит белый клобук, и прежние новгородские архиепископы носили белые клобуки, по какому случаю — мы так- же не знаем из писания. Кроме того, архиепископы Новгородский и Казанский печатают свои грамоты, благословенные и носильные, красным воском, а митрополит печатает свои грамоты черным воском. Между тем митрополит есть высший иерарх Русской Церкви, есть глава архиепископам и епископам, и он- то не имеет преимущества пред архиепископами и епископами.
Иными словами, Иван Грозный недвусмысленно указал на Пимена (дважды) и на казанского архиепископа Гурия. Но Гурия среди кандидатов не было. Он умер 5 декабря 1563 года…