Если присмотреться к дому по улице Большой Московской в Великом Новгороде № 11/11, можно обнаружить любопытную деталь. Это окна. В некоторые из них вставлены стеклопакеты, но странной конфигурации — с миниатюрными форточками. Казалось бы, зачем металлопластиковому окну столь нефункциональная комплектующая?
В общем-то, она ему действительно не нужна. Но не в случае с этим домом. Так называемый бывший дом купцов Соловьёвых, возведённый ещё в XIX веке, охраняется сегодня как часть областного культурного наследия. В связи с этим его жильцы не имеют права не только менять фасад дома, но даже и форму окон — они здесь арочные. Нельзя даже изменять расстекловку рамы. Поэтому форточки и остались. Неудобно, но ничего не поделаешь. Многие жильцы уже понимают, что история есть история, и чтобы её помнить, надо хранить прошлое.
Большой стиль без пафоса
Дом купцов Соловьёвых — одно из немногих сохранившихся зданий, возведённых в эпоху расцвета так называемого позднего классицизма — конец XVIII — начало XIX века. Первоначально этот стиль зародился благодаря тому, что европейцы открыли для себя красоту античной архитектуры. Затем оценили её и подданные Российской империи, побывавшие во время наполеоновских войн во Франции, Германии и других странах. Гармония изящной простоты, таящееся в камне спокойное достоинство были положены в основу стиля, который дошел не только до обеих столиц — Москвы и Санкт-Петербурга, но и до тихого губернского Новгорода. Почему та мода оказалась такой актуальной для наших предшественников?
— Конечно, нужно помнить, что это заимствованный стиль, — говорит Татьяна ВЕРХОРУБОВА, заведующая отделом охраны культурного наследия администрации Великого Новгорода, — но гармония и покой нужны людям во все времена. Человечество из эпохи в эпоху возвращается к этим ценностям. Классика, наверное, действительно вечна. Можно предположить, что мягкость архитектурных линий, их лаконичность, деликатность, скромность и спокойствие фасадов соответствовали и морально-нравственным ценностям того времени. Поколения, жившие в XVIII—XIX веках, видимо, умели чувствовать эстетику архитектуры.
Строго говоря, чисто классическим дом купцов Соловьёвых был бы, если бы у него ещё имелся портик с колоннадой, но строители, видимо, понимали, что необходимости в нём нет. В противном случае здание, предназначавшееся не для общественных нужд, а для ведения дел и проживания, получилось бы чересчур пафосным. В итоге дом получился камерным, своим размером вполне соответствующим непритязательному купеческому сословию.
«Соловьёвка»
С ним и связана человеческая история дома Соловьёвых. В связи с тем, что здание состоит из нескольких корпусов, пристроенных друг к другу, у него было несколько владельцев. Как следует из книги новгородского исследователя Людмилы Секретарь «Дома. События. Люди», угловой дом принадлежал Николаю Шебякину, сыну купца Петра Шебякина. Следующий за ним — его сестре Елизавете Петровне Ерофеевой. Третий корпус, до основания разрушенный во время
войны, второй сестре — Марии Петровне Соловьёвой. Известно, что один из домов Петр Шебякин, разбогатевший на торговле строительными материалами, построил еще в 1790-е, два других появились позднее.
К 1871 году дома принадлежали уже наследникам почётного гражданина Александра Соловьёва. И в угловом двухэтажном здании с мезонином размещалась гостиница. Новгородцы называли её «Соловьёвкой». Судя по всему, неплохая была гостиница — в ней останавливались очень известные люди. Например, Пушкин, не раз бывавший проездом в Новгороде. Здесь же, находясь в ссылке, жил Александр Герцен.
По словам историка, председателя клуба коренных новгородцев Веры ГУСАРОВОЙ, в начале XX века в гостинице останавливалась императрица Александра Фёдоровна, прибывшая в Великий Новгород вместе с Григорием Распутиным. Любопытно, что пока царственная особа путешествовала по новгородским святыням, её друг находился в номере и постоянно пил чай, требуя себе один за другим самовары.
— Летом 1910 года в «Соловьёвке» проживали Николай Рерих и Николай Макаренко, которых пригласило Новгородское общество любителей древности для проведения археологических раскопок в кремле. И председатель общества Муравьёв в письме своему другу Аничкову просил, чтобы тот сходил к Рериху — «он с Николаем Емельяновичем Макаренко живут в «Соловьёвке».
Застывшая музыка
Если согласиться с утверждением, что архитектура — это застывшая музыка, приходится признать: гармония из мелодии дома купцов Соловьёвых ушла.
Да, фасады, выходящие на улицу, в отличие от дворовых остались почти неизменными. После революции в бывшей гостинице устроили детскую столовую и общественный клуб работников общепита. Только в послевоенные годы во время восстановления Новгорода строители «приделали» на крыше два округлых украшения — аттика, которые, по мнению Верхорубовой, не стали чужеродными элементами в облике всего здания. Исчез балкон, до войны находившийся на углу дома. Вместо него появились неоновые рекламы располагающихся здесь магазинов.
Но в то же время исчезла оригинальность интерьеров, которые, наверняка, были сделаны по принципу анфиладного прохода с неизменной лепниной, вензелями, лопатками. Во время Великой Отечественной от дома остались одни стены, а после победы здесь были устроены коммуналки, впоследствии переоборудованные под отдельные квартиры. При проведении отопления навсегда исчезли печи, в старину являвшиеся полноценным украшением дома.
Впрочем, дело не только в войне. Судя по мрачным и грязным подъездам дома, которым явно требуется косметический ремонт, мирное время тоже может действовать разрушающе. Сейчас в доме чуть более двадцати квартир. Остальные площади занимают под офисы различные общественные организации, фирмы и магазины. Кто-то заботится о чистоте рядом со своей дверью, кто-то — не придаёт этому значения.
— Я знаю, что это старый дом, — рассуждает один из жильцов, Иван Павлович. — Старожилы рассказывали. Страшно, что после того как несколько десятков лет назад, в 1973 году, в нём сделали капитальный ремонт, коммунальщики про него забыли. Я лично, помню, просил МУЖЭП: сделайте хоть какое-нибудь крылечко. Ответ — нет денег. Мы, жильцы, пытались создать на базе дома ТСЖ, но не смогли достигнуть консенсуса. Каждый сам по себе. И управляющую компанию тоже пока себе не выбрали.
Современным обитателям дома, привыкшим к бездушному «стилю» спальных районов, трудно понять и объяснить былой дух родных стен. Им нравятся высокие потолки, но они не говорят о свободе и лёгкости, которую они дают. Им нравится большая полезная площадь однокомнатных квартир, но они не замечают величественности парадных комнат. Им нравятся высокие арочные окна, даже несмотря на то, что к ним трудно подобрать длинные шторы, но они не чувствуют округлой естественности оконных линий.
Людям сложно описать то настроение, которым может одарить старый дом, но они с уверенностью говорят: здесь им лучше, чем в сегодняшних типовых квартирах.
Елена КУЗЬМИНА
Владимир МАЛЫГИН (фото)