Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Кровь брата

998 лет назад был убит князь Борис, один из святых покровителей Старой Руссы В 24-й день месяца июля 1015 года, за девять дней до календ августовских, наемниками, посланными князем Святополком Окаянным, был убит князь Борис.

998 лет назад был убит князь Борис, один из святых покровителей Старой Руссы

В 24-й день месяца июля 1015 года, за девять дней до календ августовских, наемниками, посланными князем Святополком Окаянным, был убит князь Борис.
Спустя полтора месяца, 5 сентября, та же участь постигла его брата — князя Глеба. Об этом извещает нас «Сказание о Борисе и Глебе», написанное в последние годы жизни еще одного их брата — Ярослава, князя киевского и новгородского, — умершего в 1054 году.
В 1130—1135 годах (точнее, в этот промежуток времени) по приказу новгородского князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха, в Старой Руссе был поставлен храм Бориса и Глеба. С тех пор князья считаются покровителями города. Между прочим, раньше, чем в Новгороде (1146).
Письмо Предславы
И всё вроде бы ясно в этой истории. Да не всё просто. Борис и Глеб пали жертвами междоусобицы — кровавой борьбы за киевский стол промеж Ярославом и Святополком. Хрестоматийно, что устранил их из числа претендентов Святополк. А Ярослав пытался предупредить об угрозе. Но попытаемся разобраться непредвзято.
Вот что рассказывает о событиях вскоре после 15 июля 1015 года (в Киеве умер князь Владимир) Первая новгородская летопись: В Новгороде тогда Ярослав кормил много варягов, боясь их рати (нападения. — Г.Р.). И начали варяги совершать насилия над замужними женщинами. Сказали новгородцы: «Мы не можем на это смотреть». Собрались в ночь, иссекли варягов во дворе Парамона. А князь Ярослав в ту ночь был на Ракоме. И как услышал это князь, разгневался на горожан, собрал тысячу лучших воинов, обольстил их и иссек за то, что те варягов иссекли.
Простыми словами: варяги учинили насилие, новгородцы нескольких из них убили, а князь хитростью заманил к себе организаторов самосуда и тоже истребил. И всё — за одну ночь. Сомнительно, что целую тысячу (летописцы склонны к преувеличениям), но конфликт был налицо!
И, пожалуй, несдобровать князю, но в ту же ночь (! — Г.Р.) из Киева сестра ярославова Предслава прислала к нему весть, сообщив: «Отец твой умер, а братья твои убиты». Теперь мы можем примерно вычислить, когда всё это происходило. Владимир умер 15 июля в Киеве. От Киева до Новгорода — больше 1100 км. На двух сменных конях гонец преодолевал в средние века примерно 80 км, да пусть — 100! Значит, весточку от Предславы о смерти отца Ярослав получил не ранее 26 июля. Но Предслава сообщает, что и братья убиты. Речь, скорее всего, идет о Борисе и Глебе (Святослав погибнет еще позже). Тогда следует отсчет вести самое раннее от 5 сентября. Значит, гонец и от сестры прибыл в Новгород вскоре после 16 сентября.
Отец мой умер…
Читаем летопись дальше: Услышав это (о смерти отца и братьев. — Г.Р.), Ярослав утром собрал остаток новгородцев, созвал вече и сказал: «Любимая моя и честная дружина, иссек я вас вчера в безумии моем, теперь мне златом не окупить погибших». И еще так сказал: «Братья, отец мой Владимир умер, а Святополк княжит в Киеве; хочу на него пойти. Помогите мне». И ответили ему новгородцы: «Мы, князь, с тобой идем». И собрал воинов четыре тысячи: варягов было тысячи, а новгородцев три тысячи. И пошли на Святополка...
Но обратимся к «Повести временных лет». Она этот эпизод преподносит в более экстремальной редакции: В ту же ночь пришла ему весть из Киева от сестры его Предславы: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень». То есть убиты не братья, а один брат — Борис. Стало быть, в Новгороде гонец мог быть через 11—12 суток после смерти Бориса — 4—5 августа. Услышав это, печален был Ярослав и об отце, и о братьях, и о дружине. На другой день, собрав остаток новгородцев (которых он не казнил за убийство варягов. — Г.Р.), сказал Ярослав: «О милая моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна». Утер слезы и обратился к ним на вече: «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих». И сказали новгородцы: «Хотя, князь, и иссечены братья наши, можем за тебя бороться!». И собрал Ярослав тысячу варягов, а других воинов 40 000 (новгородский летописец назвал в 10 раз меньше. — Г.Р.), и пошел на Святополка, призвав Бога в свидетели своей правды и сказав: «Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба. (Откуда Ярослав взял, что Глеб мертв? Ведь сестра предупредила, что Святополк «на Глеба послал»? — Г.Р.) Или то же и мне сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да прекратятся злодеяния грешного».
Как видим, в новгородской летописи нет слов Ярослава о том, что Святополк убил Бориса и Глеба. Ярослав как бы пропускает мимо ушей слова Предславы про убитых братьев и просто заявляет, что хочет выступить против Святополка, который, по логике Ярослава, не имеет права на киевский стол. Этот стол наследовали новгородские князи! В этом и причина похода. Хотя можно рассуждать и по-другому: власть в Киеве могла перейти к Святополку по причине старшинства.
Чужая родня
В нашей истории настойчиво проводится мысль, что Святополк был рожден не то чтобы незаконно, но от одной из наложниц. И, дескать, не исключено, что был он сыном не Владимира, а Ярополка, поскольку Владимир взял в жены Рогнеду уже беременную. Историк Николай Котляр на основании тамги (печати: двузубец без креста — знак Ярополка) на монетах Святополка считает, что князь декларировал своё происхождение от Ярополка.
Но это, смею утверждать, надуманная тема. У нас, во-первых, нет оснований утверждать, что Рогнеда была «любимой женой» Владимира. Во-вторых, Пискаревская летопись без особого акцента говорит, что Святополк рожден был не от нее, а от «грекини». Встречаются и указания на «болгарыню», что, впрочем, часто было тождественно «грекиням».
Кроме того, из ранних источников (например, епископ Дитмар Мерзебургский, современник этих событий) известно, что на склоне лет князь Владимир, заподозрив Святополка в заговоре, посадил его под домашний арест, из-под которого тот сбежал вскоре после кончины отца. Но бежал Святополк не на трон, а в Польшу, где искал укрытия у своего тестя короля Болеслава.
Кто же тогда захватил (сел) стол в Киеве? Русские летописи молчат. Зато норвежская «Эймундова сага» (XIII век) говорит словами заглавного героя: Я слышал о смерти Вальдамара конунга с востока из Гардарики, и эти владения держат теперь трое сыновей его, славнейшие мужи. Он наделил их не совсем поровну — одному теперь досталось больше, чем тем двум. И зовется Бурислав тот, который получил большую долю отцовского наследства, и он — старший из них, другого зовут Ярицлейв, а третьего — Вартилав. Бурислав держит Кенугард, а это — лучшее княжество во всем Гардарики. Ярицлейв держит Хольмгард, а третий Пальтескью и всю область, что сюда принадлежит. Теперь у них разлад из-за владений, и всех более недоволен тот, чья доля по разделу больше и лучше.
Дело остается за малым — идентифицировать имена и названия. Итак, Ярицлейв? Это проще всего, потому что созвучно Ярославу и потому что Хольмгард — древнескандинавское название Новгорода. Кёнугард — так в древности скандинавы называли Киев.
Некоторые историки склонны считать, что в саге речь идет о Буриславе-Болеславе, захватившем Киев в 1016 году. Но Болеслав никак не мог быть сыном Владимира и не получал «отцовское наследство». Явным претендентом на него был князь Борис-Бурислав. То обстоятельство, что Бурислав назван в саге «старшим», значения не имеет: старший — по рангу, но не по возрасту (Ярослав был старшим).
Вместо эпилога
И вот здесь-то очевидная история начинает разворачиваться на 180 градусов. Оказывается, что после смерти отца стол в Киеве унаследовал Борис.
Да, летописи наши ни словом не упоминают об этом. Потому что летописи эти в свое время и не содержали вообще сведений о братской междоусобице в таком виде. Виднейшие ученые практически едины во мнении, что существующая версия рассказа о войне между Ярославом и Святополком — это вставка, сделанная через 50—80 лет. Сделанная для того, чтобы затушевать подлинные события.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Деревни ближние

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА