Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Там, где не было войны

Валдай — не героический город, а город героев

Во время проходивших в Валдае мероприятий Новгородская областная организация ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов была награждена Почетным знаком Росвоенцентра «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации».
Этот знак утвержден в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» и согласно постановлению правительства РФ от 13 ноября 2006 года № 677.
Сержант Яков Павлов, навсегда вошедший в историю Великой Отечественной войны в связи с героической обороной Дома Павлова в Сталинграде. И легендарный партизанский комбриг Николай Васильев. Два Героя Советского Союза, земляки сегодняшних жителей Валдая. Одних только этих имен достаточно, чтобы город мог гордиться своей боевой славой. 
В конце июня в Валдае, где похоронен командир прославленной 2-й Партизанской бригады, которому исполнилось 105 лет, почтили его память. Есть своя символика в том, что день его рождения — 27 июня — в календаре совсем рядом с памятной датой — Днем партизана и подпольщика. Дата связана с директивой Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года с призывом «в занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии… создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников...». 
Традиция совсем молодая, впервые такой день отмечался в 2010 году. По-моему, пример того, как страна трезвеет. Не к юбилею будь помянуто, но в не столь отдаленном прошлом свежеиспеченные новгородские демократы чуть не стерли имя Николая Григорьевича с топонимической карты города. По дороге в Валдай председатель областной ветеранской организации Владимир АРАПОВ, взявший меня в эту поездку, вспоминал, как городские власти намеревались из ДК им. Васильева сделать безымянный Центр культуры и досуга. Ветераны тогда ринулись в бой с переназывателями, одержав убедительную победу. 
Сколько разных обид причинила изломанная эпоха поколению победителей, знают только они. Для меня же одно из самых сильных впечатлений — встреча партизан на Кургане Дружбы. Это на стыке границ России, Белоруссии и Латвии. Был там как журналист в 1990-е.
На российской стороне звучали политические речи, а латвийская, самоопределившись вместе с курганом, насыпанным на ее территории, выставила пограничников. Стояли, глядя друг на друга, боевые друзья, разделенные ручьем. Увлажнялись глаза, дрожали подбородки. Не помню более щемящей минуты молчания.
Но этот день на Валдае был ясен, митинг непродолжителен, партизанский обед под символическую стопку вкусен. В общем, обстановка располагала к воспоминаниям. Хотя найти среди участников этой встречи тех, кто лично знал     виновника торжества — Николая Васильева, мне не удалось. Рядом воевали, но не с ним. И были в ту пору гораздо моложе, чем он.
Кому — герой, кому — Лёнька
Зато Нина Александровна ЧЕБЫКИНА, жительница Крестецкого района, хорошо знала Леню Голикова. 
— Его должны были на работы в Германию вывезти, а он сбежал. Так многие делали. Я-то в отряде не первый день, вот он — ко мне, мы же ровесники: «Нина, я — Ленька, попроси, чтобы меня не выгнали». Оставили, тогда он стал на задание проситься. Взяли. Убил немецкого офицера. Конечно, такого геройского мальчишку скоро от нас забрали для особых дел...
В своей партизанской работе Нина Александровна будто и не видит ничего особенного:
— Я после тифа была, маленькая, худенькая. Немцы во мне человека-то и не видели. Вот я и ходила, высматривала, где какие у них силы, какие эшелоны на станциях. Однажды узнала, что полный состав молодежи готовят к отправке в Германию. Комбриг Корицкий сказал, что ни в коем случае нельзя этого допустить, надо подорвать дорогу, чтобы поезд не прошел. В этой операции я участвовала наравне со всеми, получила потом медаль «За отвагу».
Ее разведки закончились из-за шутки. Немец в одной деревеньке стал высмеивать девчоночье имя: «Мина, мина!..». А она с обиды возьми и скажи: «Что смеешься, осел?». «Вас ист дас осел?» — заинтересовался немец. В отряде решили, что он обязательно разберется с переводом, поэтому Нине лучше больше не рисковать. А может, молодой командир одного из бригадных полков Сергей Чебыкин уже тогда приметил юную девушку? Сразу после войны, в победном 1945-м, разыскал ее и предложил руку и сердце. Прожили вместе 40 лет, до самой его смерти. Единственная любовь.
Во время войны Валдай был центром, где формировались партизанские бригады«Невоспитанный» мы народ
Василий Иванович ЕКИМОВ, председатель Ленинградской областной организации ветеранов партизанского движения, подошел ко мне сам:
— Ну, здравствуй. Говорил же я тебе, чтобы осторожнее со Степановым!  
— Это тот, который участвовал в обозе? — стал припоминать я (в прошлом году новгородские ветераны взяли корреспондента «НВ» на 70-летие знаменитого партизанского продовольственного обоза, доставленного по вражеским тылам голодающим ленинградцам.
— Не ехал он ни в каком обозе, зарапортовался! 
Василий Иванович, как и все воевавшие, не любит, когда рассказывающие о войне, врут. Эх, Степанов… Но в партизанах-то он был. В отличие от современных любителей поговорить с историей начистоту.     
— Этих писателей не переспоришь, — убежден Екимов. — Я еще могу понять, если человек, скажем, из семьи, где были репрессированные. И вот из-за этой потомственной обиды он за деревьями не видит партизанского леса. Мерещится, что ничего бы и не было, если бы не коммунисты, не НКВД…
В 1812-м, в нашу первую Отечественную войну, не было ни тех, ни других. А партизаны трепали французов будь здоров. Посланник Наполеона, явившийся к Кутузову выпрашивать мира, пожаловался на варварскую войну.  «Я уверял его, — писал в донесении царю Кутузов, — что ежели бы я и желал переменить образ мыслей сей в народе, то не мог бы успеть для того, что они войну сию почитают, равно как бы нашествие татар, и я не в состоянии переменить их воспитание».
Вот и гитлеровцы, пришедшие освободить народ от коммунизма, чтобы самим плотно усесться на его шее, обнаружили его в массе своей все таким же «невоспитанным». В 1941 году против советских партизан, с успехом громивших гарнизоны и уничтожавших коммуникации, а в некоторых случаях даже самостоятельно освобождавших города и другие населенные пункты, действовало 78 специально выделенных батальонов, в 1942-м — 140, в первой половине 1943-го — 270, а к концу года их было уже свыше 500.
Жив буду, Киев не забуду
— Кто меня, 14-летнего, гнал в партизаны? — спрашивает Екимов. Никто! И товарищей моих также. Хотя все знали, что бывает с теми семьями, про которых немцы узнают, что кто-то ушел в лес.  
Свой нехороший комиссар (прямо, как в нынешних сериалах) в партизанской биографии Василия Ивановича был. Конфуз вышел на задании, никто не пострадал, кроме комиссарской чести. Хоть и из военных, а струсил. В общем, немцы бросились в одну сторону наутек, а группа во главе с комиссаром — в другую. Даже пулемет потеряли. Группа, в которой был Екимов, нашла и немцев, и пулемет, и своих.
— Когда вернулись в отряд, меня тут же отправили в секрет, а я с устатку заснул. Проверка тут как тут. Суд. Комиссар взял слово: «Расстрелять!». И тут встал Иван Шаленко, киевский парень, век его не забуду. «А я против!» — сказал. Поставили тогда на голосование. Жаль, что после войны так и не встретился с Ваней.
Василий Иванович — родом из Шимского района, воевал по большей части под Сольцами. Несмотря на юные лета, дослужился до должности командира отделения разведки. Имеет награды. Было жаль, что так мало времени, ведь Екимову есть что рассказать о войне. Это только кажется, что вся она давно писана-переписана.
Человек из легенды
А вот о Николае Григорьевиче Васильеве, наверное, уже не сказать ничего нового. Слишком рано ушел он из жизни, чтобы оставить мемуары, интервью. Он скончался 25 марта 1943 года в госпитале в Вышнем Волочке, сгубила его открытая форма туберкулеза. Будучи смертельно больным, в январе 1943-го он вновь ушел в немецкий тыл во главе бригады.
«Комиссар партизанской бригады С.А. Орлов говорил руководству о болезни Васильева, — пишет Сергей Витушкин, редактор новгородской Книги Памяти в очерке «Он был искренним и честным человеком» (опубликовано в «НВ» к 100-летию Васильева). — На что ему ответили: «Он же вопроса не ставит. А чего ты так волнуешься?».
Жесткая правда о войне — тоже правда. Хотя Николай Григорьевич, будучи русским и советским патриотом, сам отдал всего себя победе над ненавистным врагом. Кем бы он был, если бы не коричневая чума? Способный организатор, увлеченный культработник, возможно, он так и остался бы начальником Новгородского гарнизонного клуба, а может, серьезно продвинулся бы по служебной лестнице. Но необходимость сражаться выявила в нем блестящий военный талант. 
Партизанский край между Холмом и Старой Руссой, продержавшийся целый год. Работали сельсоветы, колхозы, школы... Многочисленные боевые операции, когда удавалось нанести серьезный урон неприятелю. Только за год было уничтожено 10 тысяч оккупантов, 26 танков, 25 дзотов, 6 самолетов, 95 огневых точек противника, 28 воинских эшелонов, 130 автомашин с пехотой и грузами, 16 железнодорожных мостов. А организация продовольственного обоза из 223 подвод? Не иголка в стогу, а провезли!
И начало, и размах партизанского движения (на территории нынешних Ленинградской, Псковской и Новгородской областей было сформировано 12 бригад) — все связано с именем Васильева. «Трудно сказать, как попала к гитлеровцам фотография Николая Григорьевича. Но они показывали ее и сулили крупную награду каждому, кто доставит немецкому командованию этого человека живым или мертвым. Внимательно присмотревшись к фотографии, многие действительно отправлялись разыскивать Васильева. Отыскав, оставались в его бригаде, чтобы сражаться против оккупантов».
Отрывок из книги А.В. Бурова «Твои герои, Ленинград», вышедшей в 1970 году, говорит нам о том, что Николай Васильев еще при жизни стал легендой. А Героем Советского Союза — после жизни.
*   *   *
— Как там тебя? Редактор! А попрощаться? — меня попросили подойти к Нине Чебыкиной, которая без экскурсии по Валдаю собиралась домой.
Конечно, я поспешил. Не задумываясь о причине такого внимания. Может, дань вежливости, а может, разбередил что-то в душе старой партизанки своими вопросами. 
Победа вечна. А жизнь, она все-таки так коротка. Долгих вам лет, короткие встречи.
Фото из архива НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА