Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Плюс-минус бесконечность

Не всякому школяру нужны высокие баллы ЕГЭ по математике

Перед началом нового учебного года вновь заговорили о недостаточном уровне подготовки учащихся по алгебре и геометрии.

Прошел региональный вебинар на эту тему, в профильном комитете администрации Великого Новгорода подняли вопрос о целесообразности создания городской программы преподавания точных дисциплин. Региональное обсуждение идет параллельно федеральному: до декабря Минобрнауки РФ собирает проекты концепций развития математического образования. Потом будет принята единая модель подходов и правил. О том, нужна ли России реформа математического образования, — разговор с доцентом НовГУ, учителем высшей категории, региональным экспертом по проверке ЕГЭ по математике Еленой КОНДРУШЕНКО.

В погоне за баллами
— Елена Михайловна, вы много лет уже проверяете, как одиннадцатиклассники решают ЕГЭ по математике. Вы согласны с мнением, что у выпускников школ области недостаточный уровень овладения знаниями по этому предмету?

— Нет. Анализ результатов тестирования с 2002 года показывает, что средний балл по области колеблется в пределах от 43,8 в 2008 году до 52,5 в 2011-м. В текущем году — 47,88. Он ежегодно чуть выше общероссийского. Это говорит о том, что подготовка по математике в школах у нас неплохая. Замечу, что в сравнении с прошлым годом в этом стало больше качественных работ. Я специально сравнивала данные: нынче набрали от 80 до 100 баллов 2% сдававших ЕГЭ по математике, а в 2012 году только 0,6%. От 60 до 79 баллов получили 34% в этом году и 25% — в прошлом. На 35—59 баллов в 2013-м написали тест 38%, а год назад ровно половина от общего числа экзаменующихся. О чем это говорит? О том, что педагоги отработали методику подготовки к ЕГЭ. Учащиеся, которым при поступлении нужны баллы по математике, готовятся к сдаче экзамена серьезно и в течение всего года. Почему средний балл около 50? Не надо забывать, что у нас в старших классах профильное обучение, и ребята, например, гуманитарного класса изучают предмет в меньшем объеме.

— Но если взять за абсолютный показатель 100 возможных баллов на экзамене, выходит, что наша область где-то в середине списка по результатам?

— Нельзя за мерило брать максимально возможную оценку работы на экзамене. К сожалению, многие родители думают так же, как вы. Поверьте, написать на 100 баллов очень трудно. Сейчас ребятам предлагаются тесты, состоящие из двух частей: в одной — четырнадцать задач и во второй — шесть. Для заданий типа «В» экзаменуемый должен записать полученный им ответ. Но все примеры данного блока — базового школьного уровня.  А вот в блоке «С» упражнения повышенной сложности, причем последние три задания требуют построения собственных моделей решения и нестандартных подходов. Получить максимум под силу единицам. В этом году впервые за последние четыре года появилась 100-балльная работа.

На самом деле, высокие баллы — от 60 — нужны только тем ребятам, которые планируют в дальнейшем использовать математику в своей профессиональной деятельности. Остальным можно ограничиться решением заданий типа «В». Важно, чтобы родители это понимали и не заставляли детей, скажем, из гуманитарных классов корпеть над задачами повышенной сложности.

Высшие баллы ЕГЭ по математике нужны только тем,  кто собирается поступать на технические специальностиЭволюционное преобразование
— Но если все не так уж и плохо со знанием формул и теорем у наших детей, почему тогда о необходимости кардинальных перемен в математическом образовании заговорили на федеральном уровне?

— Речь не идет о кардинальных переменах. Почему поднимается вопрос  о математическом образовании? Во-первых, в стране необходимо развивать науку, промышленность, высокие технологии, а для этого нужны грамотные, логически мыслящие люди, умеющие анализировать, обобщать, систематизировать получаемую информацию. Развитию этих качеств в первую очередь способствуют точные дисциплины. Во-вторых, есть некоторые методические проблемы, требующие решения. Например, начиная с 80-х годов количество часов, отведенных на изучение математики в школе, сократилось примерно на треть. При этом объем учебного материала увеличился. В частности, стали изучаться начала математического анализа. Сейчас на закрепление пройденного остается мало времени. Отсюда и формализм в знаниях. К тому же некоторые учебники перегружены теоретическим материалом, содержат мало задач прикладного характера. В-третьих, средний возраст учителей математики — около 50 лет. Молодых педагогов в школах практически нет. В НовГУ два года вообще не было набора на учителей математики, поэтому сейчас нет четвертого и пятого курсов. На третьем — всего четыре человека. В этом году, правда, набрали бюджетную группу из десяти первокурсников. В ряде общеобразовательных учреждений кадровую проблему решают, отправляя, скажем, преподавателя физики или другого предмета на краткосрочные курсы по овладению основами обучения математике. Ну и как такой специалист будет учить детей? Формально отрабатывать образовательный план? Ведь чтобы качественно преподавать математику, надо прежде всего самому ее хорошо знать, а еще развивать мышление, речь, память, воображение детей через овладение материалом и решение задач. Этому нельзя научить за две недели!

Вот для того, чтобы эти и ряд других проблем решить, и требуется единая для всей страны концепция развития математического образования.

— На сайте Минобрнауки РФ уже висит несколько вариантов программного документа. На ваш взгляд, есть ли среди них оптимальный?

— Мне кажется, мало времени дано на обсуждение. Педагогам в регионах было предложено изучить и проанализировать проекты летом, когда все ушли в отпуск, а представить свое видение концепции или собственные идеи нужно к декабрю. Сейчас в педагогических коллективах идет активная проработка опубликованных вариантов. Я советую всем математикам включиться в эту работу, поскольку некоторые проекты, представленные уважаемыми академиками, профессорами, работающими в ведущих вузах с лучшими студентами, оторваны от реальной ситуации в регионах.

Из всех проектов, представленных на рассмотрение, наиболее взвешенным, на мой взгляд, является проект МГУ. Его авторы строят свою концепцию, отталкиваясь от того, что мы имеем в настоящее время, и указывают пути возможного дальнейшего развития на всех ступенях математического образования. Авторы отмечают, что конкретное содержание математического образования не может резко меняться со временем. Интересным, но не новым, является предложение об изучении геометрии с пятого класса. Начиная с восьмого класса предлагается разделение классов на математические и нематематические, при этом предусматривается возможность смены типа класса в процессе учебы. В математических классах упор должен быть сделан на решение сложных задач, в том числе абстрактных, а в остальных — на задания, связанные с практикой, логические упражнения. Одаренным ребятам следует дать возможность дистанционно обучаться у ведущих преподавателей страны…

Концепция математического обучения нужна. Она позволит выработать единые требования и подходы, единую линию обучения математике с детского сада до вуза и решить те проблемы, которые сегодня имеются.

Фото Владимира БОГДАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА