О трудностях адаптации к школе слышали или читали многие родители. Но даже и такие всё равно полагают, что этот процесс длится дней десять, ну максимум две недели.
А потом решают: ребенок уже привык, все в порядке, пора за дело.
И начинают предъявлять к нему вполне серьезные требования: чтобы был дисциплинированным, внимательным, чтобы красиво писал, чтобы не уставал…
— Адаптация не заканчивается ни через две недели, ни даже через месяц, — утверждает директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких. — Она длится как минимум два месяца, а то и весь первый год учебы. И на протяжении всего этого времени родители будут сталкиваться с самыми разнообразными проблемами, каждая из которых требует своевременного и бережного решения.
Первые 3–4 школьные недели в детском организме происходит настоящая физиологическая буря. Организм ищет, как реагировать на изменившиеся нагрузки. И практически все его системы — сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, нервная — функционируют в экстремальном режиме.
Ребенок здоровый, спокойный, уравновешенный может справиться с этой бурей без особого труда. Но таких детей немного, в лучшем случае 30%. Остальным же 70% такую нагрузку выдержать очень сложно.
Быстро истощаются и утомляются часто болеющие дети. Для непосед (это необязательно дети с синдромом дефицита внимания) сидеть в неподвижной позе в течение 45 (и даже 40) минут подряд и напряженно слушать — сложнейшая статическая нагрузка. Попробуйте сами. Медлительные дети из-за того, что не успевают за темпом работы класса, находятся в постоянном напряжении и в результате переутомляются, по сути, ничего толком не сделав.
Помимо физических нагрузок первоклассник сталкивается и с проблемами психологической адаптации. Необходимо искать общий язык с новыми, незнакомыми сверстниками, нужно выстроить отношения с учителем, приспособиться к темпу его речи, к звуку, к громкости. И конечно, понять, каковы его требования и ожидания. Первоклассник пока еще не очень хорошо понимает, как себя вести в разных ситуациях, и нередко оказывается из-за этого в неловком, неуютном положении.
Это колоссальная эмоциональная нагрузка, справиться с которой непросто. И потому уже в первые недели ребенок приходит домой с жалобами на головную боль, усталость. Может снизиться аппетит, нарушиться сон, часто без причин меняется настроение. Иногда даже появляются навязчивые движения. Все это — неврозоподобные расстройства, и они свидетельствуют о напряженности психологической адаптации.
Что могут сделать родители, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к школьной жизни?
Едва ли не самое важное — рациональный и жёсткий режим.
• Вставать и ложиться в одно и то же время. Ночной сон должен составлять не менее 10 часов.
• Многим детям в первом классе необходим дневной сон. Если ребенок хочет после школы спать — очень хорошо, пусть.
• После школы обязательно хотя бы час погулять. Ни в коем случае нельзя сразу садиться за уроки. (В принципе в первом классе их задавать не должны, но практика показывает, что задают практически повсеместно).
• После 18.00 — никаких домашних заданий. В это время лучше спокойно поиграть, если есть возможность — погулять перед сном и вовремя лечь спать.
Обязательно обращайте внимание на любую жалобу — дети никогда не жалуются просто так.
Забудьте сакраментальный вопрос: «Что ты сегодня получил?». Никогда не оценивайте ребенка по его успехам в школе. Наши исследования показывают: 80% всех конфликтов, которые возникают с началом обучения, — это конфликты, связанные с неудовлетворительными оценками или поведением. То есть получается, практически любого первоклашку каждый день есть за что отчитать, а вот за что похвалить — родители часто не находят.
А ведь при этом, чтобы у ребенка не пропало желание учиться, необходимы две составляющие: интерес и успешность. Но учитель может заинтересовать, а может не заинтересовать ребенка учебой, а вот родитель всегда может — и должен! — найти, за что поддержать и похвалить, посочувствовать, если не получается.
И наконец еще один, главный совет — не делать проблемы из возникающих трудностей. Все школьные трудности преодолимы. Только родители должны быть конструктивными в своей помощи: не ругать, не корить, не стыдить, а действительно предлагать реальные пути решения.
Фото Владимира БОГДАНОВА