Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Броненосец «Новгород»

145 лет назад строительство Черноморского флота началось с новгородского проекта

По условиям Парижского мирного договора 1856 года России после поражения в войне с Турцией было запрещено иметь военный флот на Черном море.

Но обстановка в конце 1860-х была напряженная, и Россия, выполняя договор, искала возможности усиления обороны Черноморского побережья на случай военной агрессии. Решение было найдено оригинальное.

Американский след
В 1863 году, когда после подавления польского восстания серьезно испортились отношения между Россией и Англией с Францией, правительство опасалось нападения с Балтики. Тогда-то и была принята Мониторная кораблестроительная программа. Программой предусматривалось строительство в течение двух лет 10 однобашенных (типа «Стрелец») и одного двухбашенного («Смерч») броненосных кораблей-мониторов, которые должны были составить основу русского оборонительного флота в Балтийском море.

Это было очень экономичное вынужденное решение, подсказанное увиденным русскими военными моряками Лесовским и Поповым во время неофициального похода в США (точнее — в Северо-Американские Соединенные Штаты, САСШ). Русские стали случайными свидетелями сражения между бронированным судном северян «Монитор» и кораблем конфедератов «Вирджиния», в котором первый одержал блестящую победу.

Удача «Монитора» привлекла внимание руководителей морского ведомства России к американскому бронированному флоту. В Америку сразу отправились инженеры, которые и привезли чертежи «Монитора». По ним были построены суда для действий в шхерах Финского залива и защиты Кронштадта и Петербурга.   

Плавающая тарелка
Вспомнив о Мониторной программе, контр-адмирал Андрей Попов предложил построить плавучие артиллерийские батареи. А чтобы  не нарушались условия договора, сделать их… круглыми. «Неприятель решившийся атаковать наши укрепленные береговые пункты, может отважиться на это не иначе как при помощи орудий самого большого калибра, который в данную минуту будет возможен для употребления на практике, — писал он в Пояснительной записке руководителям Морского министерства. — Чтобы отразить его, мы должны иметь такие же орудия, а следовательно, проектируя суда, которые дополняли бы нашу береговую защиту как станки для орудий, надо для их вооружения артиллериею избрать наибольший из существующих у нас калибров: поэтому на проектированное судно предлагается поставить 11 д (280 мм. — С.В.) нарезные или 20 д (508 мм. — С.В.) гладкие пушки. Уменьшая длину и увеличивая ширину судна можно не только уменьшить его денежную стоимость, но и увеличить водоизмещение. Доведя эту аксиому до конечной степени, т. е. сделав длину равной его ширине, мы достигнем наиболее благоприятных условий как в отношении стоимости, так и водоизмещения. Поэтому все ватерлинии его образованы из кругов. Из всех судов тип монитора наименее подвержен качке и представляет наименьшую площадь для покрытия бронею; проектированное судно, как станок для орудий, есть монитор; оно имеет в центре неподвижную башню, которая покрыта бронею, так же, как палуба и борт судна».

Особое совещание представителей армии, флота и Министерства финансов высказалось за экстравагантный проект. 6 ноября 1868 года управляющий (министр) Морским министерством адмирал Николай Краббе завизировал строительную документацию: «Вычисления, сделанные контр-адмиралом А.А. Поповым, по проверке их в Кораблестроительном отделении оказались верными… Круглые суда без всякой натяжки могут быть причислены к разряду плавучих крепостей и не войдут в список судов флота».

Спустя две недели (19 ноября) программу строительства бронированных плавучих батарей для защиты Керченского пролива и портов одобрил генерал-адмирал Константин Николаевич, брат императора Александра II, куратор военного флота. Он подтвердил заключение Краббе, что «батареи» по своим характеристикам являются «сугубо оборонительными береговыми средствами, лишенными качеств, необходимых для кораблей открытого моря». То есть ограничения упомянутого договора не нарушают.

Гордая поповка
К будущим плавучим батареям были установлены следующие требования: они должны иметь осадку не глубже 4,3 м, нести броню толще, чем на иностранных броненосцах, артиллерию — соответствующую максимальному калибру крепостных пушек, то есть 280—305 мм. Правда, некоторые специалисты считали, что поповки (неофициально их сразу назвали именно так) будут плохо всходить на волну. Но эксперименты с макетами в масштабе 1:10 рассеяли сомнения. Они действительно зарывались в волну, образуя в носовой части большой бурун, но качку даже при сильном волнении моря имели  плавную и равномерную.

Первой поповке по инициативе императора дали название «Новгород», вторую следовало назвать «Киев». Исторический контекст этих наименований говорил сам за себя: Новгород — первая столица Руси, Киев — строитель Русского государства. Впрочем, по ходу дела от второго названия отказались в пользу создателя проекта. Поповка № 2 получила наименование «Вице-адмирал Попов».

«Новгород» строили в Петербурге, затем по частям перевозили в Николаев и там собирали. Сложнейшая работа была выполнена за 18 месяцев, и 21 мая 1873 года в воды Черного моря был спущен круглый броненосец. «Новгород» имел водоизмещение 2491 т, его диаметр составлял 30,8 м, а осадка — 4,10 м. На судне были установлены две 280-миллиметровые пушки Круппа со стволом в 20 калибров (5,6 м). Снаряды весом 225 кг подавали к орудиям через люки с помощью талей и лебедки. Скорость «Новгорода», правда, была всего 7,5 узла (14 км/час). За что поповки остро критиковали.

Но вот мнение крайне заинтересованного лица, начальника Приморской обороны Одессы контр-адмирала Чихачева, который 11 августа 1877 года писал: «На основании заключений особой комиссии, а равно и на личном моем ознакомлении со свойствами поповок во время пребывания их в Одессе и плавания под моим флагом в Очаков 25 июня, затем к Килийскому гирлу Дуная 27—29 июля и, наконец, во время крейсерства к румынской границе 5 и 6 августа 1877 года, я вполне признаю огромную оборонительную силу поповок, особенно в таких местах, как Одесса...

На вооружении российского флота «Новгород» находился до 1903 года. И справедливо считался первенцем Черноморского флота России. Несмотря на столь уважаемый статус, последние 10 лет своей долгой жизни «Новгород» служил баржей для перевозки угля. А в 1913 году был разрезан на металлолом…

Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА