Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Следить по тексту

Как добиться того, чтобы, изучая литературу на уроках, дети научились понимать и принимать произведения?

У читающих родителей не читающие дети? Да запросто. У современных подростков иные увлечения, чем у их предков.

И потому утверждение специалистов детского чтения советского периода, что если старшие в доме не расстаются с книгой, то и младшие будут следовать их примеру, сейчас работает далеко не всегда.

Нелюбви к большим текстам добавляют и уроки в школе, на которых многие педагоги все еще по старинке дают материал. В результате к 11 классу ребята способны разве что быстро пробежать глазами творение классика да очень поверхностно его оценить. А вот на то, чтобы читать между строк и глубже копнуть текст, способностей и навыков уже не хватает. А мы еще хотим, чтобы они не только по программе книги изучали, но и для себя лично…

Дети ни за что не будут этого делать. Только если не научить их искать двойное дно в рассказах, повестях, пьесах, задаваться вопросами не только к авторам, но и к себе, часто очень похожим на героев книг. Как раз на это и направлена программа «Свободное чтение подростков» библиотечного центра «Читай-город».

— Кроме стандартных форм, таких, как выставки изданий, обзоры, литературные игры, мы предлагаем школам уроки в  необычном формате, — говорит специалист библиотечного центра Екатерина СОЧИЛИНА. — «Чтение с остановками» для 6–7 классов и «Экспресс-обсуждение» для старшеклассников.

В чем суть? Библиотекарь совместно с учителем литературы выбирают небольшие по объему произведения не из школьного курса, ставящие актуальные для молодежи проблемы.

— Недавно ходила к шестиклассникам с рассказом Маши Лукашкиной про урок ОБЖ, — поясняет Екатерина Геннадьевна. — До занятия ребята не были знакомы с текстом. Я его начинаю им читать. И делаю в определенных местах остановки. Например, сразу после заголовка спрашиваю, как им кажется, о чем пойдет речь. Потом в месте, где героиня рассказа — учительница — объявляет, что темой урока будет сердце, спрашиваю у учащихся, по их мнению, о какой функции сердца — мотора организма или дарящего любовь, сострадание — будет педагог в рассказе вести речь. И так далее по тексту. Признаюсь, постигали смысл содержания с этими шестиклашками, а это было наше первое занятие, трудно. Мои подопечные не сразу поняли двойной смысл повествования: сердце как физиологическая единица и орган сострадания, помощи другому.

Что касается старших классов, то там в буквальном смысле идет обсуждение произведений: высказывание разнополярных мнений, постановка вопросов литературоведческого, мировоззренческого плана. По словам разработчика программы, она предлагает учащимся 10–11 классов только те рассказы, в которых сама не до конца разобралась и по ходу знакомства с которыми возникла масса вопросов. Ответы ищет вместе с детьми.

Что дают подобные методики работы с художественным текстом? Во-первых, школьники начинают искать потаенный смысл, рассматривать поступки героев с разных сторон. Во-вторых, учатся ставить вопросы. По словам Сочилиной, это хорошо видно, когда из года в год идет работа с одним и тем же классом: поначалу простые вопросы, ответы на которые очевидны, вроде того, как звали героев, до моральных принципов самих авторов, наделивших теми или иными качествами своих персонажей: «Ну и в-третьих, после подобных уроков ребята каждый раз интересуются другими произведениями представленного им писателя и, судя по вопросам на следующих наших встречах, читают эти рассказы».

Сотрудники «Читай-города» советуют родителям, которых волнует литературное образование своих чад, самим проявлять инициативу и предлагать школьным филологам совмещать различные варианты приобщения учащихся к художественным текстам.

Фото с сайта chitai-ng.ru

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА