Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Момент истины

Валдайский краевед создал поисковый отряд, чтобы найти останки двух советских генералов, расстрелянных осенью 1941-го

C Валерием ПОРОХОВНИКОВЫМ мы познакомились в кабинете главы Валдайского района Александра Тарасова.

Мы туда — на интервью, он — по делам. «Вот про кого писать надо», — по-отечески заметил Тарасов. И достал из шкафа две книги — «34-я армия. Белые пятна валдайских высот» и «Герои-валдайцы без золотых звёзд». После короткого знакомства стало понятно, что Пороховников выпустил уже не один труд о валдайских страницах истории Великой Отечественной войны.

Для подготовленного читателя
Дома, раскрыв одну из них, я ахнула. Выписки, справки, директивы, приказы, оперативные сводки, донесения, учётные карточки, фрагменты карт боевых действий перемежались с фотографиями, с которых смотрели герои и антигерои Великой Отечественной: Ворошилов, Ватутин, Лееб, Гот... Да это же читать невозможно!

Но журналистский интерес оказался сильнее, а первое впечатление — не совсем верным. Книги Пороховникова — для подготовленного читателя. Во всяком случае, для того, кому интересна история своей земли и кто готов продираться сквозь лаконичный язык документалистики, предпочитающий эмоциям факты. Ещё одну свою книгу — «Защитники неба Валдая» — Валерий Савельевич подписал нам при повторной встрече, у себя дома.

В общем-то, толчком для последующих публикаций стал поиск информации об одном из летчиков, Петре Рябцеве, который в июле 1941 года был сбит недалеко от Валдая. На обелиске, установленном на его могиле близ деревни Зелёная Роща, не было ни фотографии, ни точных дат рождения и смерти. Пороховников решил разобраться. Результатом работы в архивах, изучения газетных подшивок и переписки с родственниками стали 47 книжных страниц, посвященных Рябцеву и его семье. 

Документальная повесть — так Пороховников определяет жанр всех своих работ — о не самых славных эпизодах из истории 34-й армии вышла в 2013 году. В ней — рассказ о событиях первых месяцев войны, участниками которых стали солдаты 34-й армии Северо-Западного фронта, потерявшей в боях более половины личного состава и множество техники… Армия участвовала в малоизвестной операции «Гамбит Ватутина», целью которой было остановить гитлеровцев на пути к Новгороду и Ленинграду, организовать наступление в направлении Старой Руссы и станции Дно и там закрепиться.

Отсрочка для Ленинграда
В исторических монографиях о войне на Северо-Западном направлении 34-й армии уделяется немного места: оставила свои рубежи, командование было снято. А за скупыми формулировками — гибель десятков тысяч солдат, ценой своей жизни давших отсрочку Ленинграду, отвлекших на себя смертельное внимание VIII авиакорпуса Вольфрама фон Рихтгоффена и эсэсовской дивизии «Тотенкопф», не принявшей участие в сентябрьском наступлении на Северную столицу. Валдайского краеведа интересуют подробности, которые обошли вниманием другие.

После серии запросов в Центральный архив Минобороны, изучения материалов, опубликованных на сайте объединённого банка данных «Мемориал», газетных публикаций он собрал разрозненные факты воедино, насколько это возможно, восстановил день за днем — с 9 августа по 11 сентября — хронику наступления, которое вела 34-я армия на старорусском направлении и которое после немецких танковых и авиационных контрударов захлебнулось.

Мелькают знакомые названия деревень и сел: Коровитчино, Липно, Пинаевы Горки… Ловлю себя на мысли, что не могу поверить, что всё это действительно было здесь, где-то совсем близко.

Язык войны, оказывается, очень похож на стилистику деловой переписки какого-то крупного завода. Оттого и звучит еще более жутко: в расход идут человеческие жизни. «Уничтожить старорусскую группировку противника… Выдвинуться и занять исходное положение… Перерезать коммуникации… Атаковать группу противника… Соблюдать строжайшую маскировку… Отрыть щели и окопы… Организовать систему огня… Не допускать прорыва противника на Новгород…». Война — это еще и работа.

Два генерала
Для двух генералов 34-й армии — им и их семьям Пороховников посвящает отдельные очерки — она закончилась казнью перед строем своих сослуживцев. Инициатором расстрела командующего армейской артиллерией Василия Гончарова, убитого без суда и следствия 11 сентября 1941 года, считается Лев Мехлис, начальник Главного политуправления и заместитель наркома обороны, который задним числом подготовил приказ, гласивший, что комарт был казнен за проявленную трусость и личный уход с поля боя в тыл.

Командующий армией Кузьма Качанов, о котором Мехлис доложил в Ставку ВГК, был арестован 12 сентября. 27-го Военный трибунал Северо-Западного фронта приговорил его к высшей мере наказания, 29-го приговор был приведен в исполнение.

В 1957 году после обращения одного из сыновей Гончарова в Главную военную прокуратуру, как выяснил Пороховников, стало известно, что там, изучив обстановку тех дней на фронте, сделали вывод: командующий артиллерией не виновен в отступлении армии. Она потеряла связь со штабом фронта, вовремя не сработала фронтовая разведка, удар немецких войск стал неожиданностью. Гончаров был реабилитирован…

Качанова реабилитировали после того, как его вдова Феодора Архиповна обратилась к Хрущеву с соответствующим заявлением. Несколько месяцев потребовалось офицерам Генштаба, чтобы разобраться во всех деталях обстановки августа-сентября 41-го. Сопоставив соотношение сил противника и советских войск, разрозненность действий армий фронта, они заключили, что качановская армия была объективно не в состоянии выполнить задачу, поставленную Ставкой. Гамбит провалился.

После расстрела
Не имеет смысла пересказывать здесь всё, что удалось найти Валерию Савельевичу. Важнее, пожалуй, другое: Пороховников намерен пойти дальше — он хочет разыскать останки расстрелянных генералов, официальное место захоронения которых до сих пор неизвестно.

Главной зацепкой, считает поисковик, должна послужить информация о месте казни: Гончаров был расстрелян где-то у деревни Заборовье. Одна из валдайских пенсионерок, раньше жившая в Заборовье, на расспросы Пороховникова сразу вспомнила: «А, это того предателя?».

Что касается Качанова, предполагает Пороховников, его останки находятся где-то в деревне Лобаново, где два года назад отряд валдайца проводил разведку. 

— Одна из женщин, которая еще девочкой жила здесь в годы войны, хорошо помнит, что её отец ходил в штаб дивизии кормить арестованного генерала, — рассказывает Пороховников. — Однажды они услышали выстрелы, а спустя несколько минут домой вернулся отец и сказал, что арестанта расстреляли. Она помнит, что это было на второй день после престольного деревенского праздника, который в Лобанове отмечали 28 сентября, а 29-го, стало быть, всё и произошло. Я уверен, что речь идет о Качанове. Других генералов там быть не могло.

Владимир МАЛЫГИН (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА