Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Лирики обгоняют физиков

Новгородцы стали победителями и призёрами Всероссийской школьной олимпиады

С 2005 года  подготовку одаренных старшеклассников в нашей области помимо учителей-предметников ведут еще и в региональной школе «София». Ее педагоги по усложненной программе занимаются с будущими олимпийцами.

Каких высот за 10 лет удалось достичь «Софии», какие проблемы с преподаванием беспокоят, рассказывает куратор школы Ульяна МАКСИМОВА.

— Ульяна Николаевна, олимпиада 2013/2014 учебного года завершилась. Как показали себя новгородские школьники?

— Нынче, так же, как и в прошлом году, от Новгородчины восемь человек признаны лучшими на заключительном туре. Однако если в 2013 году был один победитель, остальные — призеры, то в текущем победителями стали трое: двое ребят показали наивысший результат по английскому языку и одна девочка — по литературе. Радует, что уже несколько лет учащиеся Новгородской области по отдельным предметам демонстрирует отличные знания. Если сравнить список предметов, по которым наши дети соревновались в прошлом году и сейчас, увидим, что сильная подготовка идет по иностранным языкам, экологии, но при этом ушли из перечня дисциплин заключительного тура  технология, экономика, мировая художественная культура, право.    

— Все названные вами уроки — из гуманитарного блока. А как же математика, химия, физика?

— По этим направлениям похвастать нечем. И тут проблема идет из общеобразовательных учебных заведений. Слушателями «Софии» становятся учащиеся 9—11 классов, которые на муниципальном этапе олимпиады, а позже и на региональном, успешно справляются с большей частью заданий. Так вот, в 2014 году в числе тех, кого после областного тура мы готовили на заключительный этап, было 14 человек по обществознанию, 11 — по русскому и 10 — по английскому языку, всего 3 — по математике, 4 — по физике и астрономии и  лишь один человек по химии. Но нельзя недостаточные знания детей свалить исключительно на низкий уровень преподавания учителей-предметников. Того самого одного химика обучали по индивидуальной программе преподаватели НовГУ на базе университетских лабораторий. Однако даже практическая база нашего вуза отстала от того уровня, что нужен для участия в заключительном этапе школьной олимпиады по этому предмету. Участникам необходимо уметь пользоваться самыми современными лабораторными комплексами, каковых в образовательных учреждениях Новгородчины нет. Такой же расклад и по физике. А вот причины неудач в математике, думаю, больше нужно искать все же  в слабой общеобразовательной преподавательской базе.

— «София» по всем 20 предметам, по которым проводится олимпиада,  готовит ребят?

— Нет, по 15. Не учим мы французскому, потому как очень небольшое количество школьников в области этот язык изучают. По технологии, ОБЖ, физкультуре. Причина — в отсутствии у нашей школы своих мастерских, спортзалов и учебных тренажеров по ОБЖ. И еще от информатики периодически отказываемся, но тут все дело в нехватке педагогов, подготовленных, способных толково и доступно детям все объяснить.

— Вы говорите об отсутствии некой материальной базы для подготовки ребят. Но, как мне кажется, высокие результаты учеников напрямую связаны еще и с талантом их школьных учителей-предметников…

— Согласна. Пока Анатолий Малякин трудился в школе и активно занимался олимпийской подготовкой, почти ежегодно его воспитанники побеждали на России и даже на международных состязаниях. Он ушел на пенсию, и это сразу же отразилось на конкурсах по химии — нет больше наших школьников на пьедестале. Признаю: пока выдающиеся педагоги применяют свои авторские методики, звездочки в классах каждый год зажигаются, а уйдут они на покой, и всё… Есть отдельные яркие педагоги, есть разработанные ими подходы, позволяющие раскрывать детей, но нет системы в целом по освоению этих методик другими предметниками.  

Лирики обгоняют физиков— Во многих других регионах работой с одаренными школярами занимаются крупные центры с большим штатом преподавателей, которые сочетают разные варианты тренировок к олимпиадам. Как строится учебный процесс в «Софии»? 

— О создании центра мы можем только мечтать. В настоящее время  в штате школы олимпийского резерва — всего один человек. Преподаватели, работающие с ребятами, — приглашенные из университета и других учебных учреждений. В последние годы выделяемые бюджетные средства позволяют ежегодно до 250 слушателей набирать. Мы различные варианты образовательного процесса применяем. Так, несколько лет ребятам предлагалось раз в неделю приезжать в Великий Новгород для общения с  педагогами. В этом учебном году мы решили попробовать подготовку сессиями. То есть после того, как по итогам осеннего муниципального этапа всероссийской олимпиады зачислили в «Софию» учащихся, предложили им приехать в областной центр на три дня, в течение которых с ними плотно занимались тренеры. Сам обучающий курс — бесплатный, и питание ребятам оплачивалось из бюджетных средств. Родители умников и умниц оплатили лишь проживание в гостинице. Безусловно, используют преподаватели школы и возможности дистанционного общения. В прошлые годы мы и профильные смены в загородных лагерях устраивали для олимпийцев. Предлагаем мы школьникам области поучаствовать и в тренингах, которые в Москве проводит некоммерческая организация «Путь к Олимпу». Их образовательные услуги — платные, но стоимость полного недельного пакета сессии с проживанием, обучением, культурной программой вполне подъемная — 18 000 рублей. Преимущество их подготовки в том, что занятия с детьми проводят члены и председатели предметных жюри заключительного тура олимпиады, то есть люди, которые и составляют конкурсные задания последнего этапа. И кто, как не они, могут лучше всего учащимся все рассказать и объяснить. 

—  Когда говорят о подготовке к олимпиадам, речь почти всегда идет о старшеклассниках. Может, ошибаюсь, но мне кажется, что одаренных детей нужно не в старшем звене искать, а гораздо раньше…

— В следующем учебном году «София» запускает проект по работе с младшими школьниками.  Есть общероссийские конкурсы для учащихся 1—4 классов по математике, окружающему миру, русскому языку и литературному чтению. По этим направлениям мы и собираемся работать с мальчишками и девчонками. Предлагаемый нами курс — платный. Мы свои предложения разослали по всем общеобразовательным учреждениям области. И вы знаете, много звонков поступает и от педагогов, и от родителей по поводу участия. Причем изъявляют желание школы не только близлежащих к Новгороду муниципалитетов, но и Боровичского, Демянского, Маловишерского районов.

Я соглашусь с вами в том, что детей, схватывающих все на лету, стремящихся знать больше, нужно на этапе начального и среднего школьного звена распознавать. И начинать развивать их способности, чтобы к старшим классам, для учащихся которых и нацелена общероссийская предметная олимпиада, ведомые лучшими преподавателями области ребята могли показать все, на что способны. Этим и будем заниматься.

Фото Владимира БОГДАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА