Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Последний рейс старлея

В поднятом со дна речки Копки фронтовом автомобиле обнаружен партийный архив

На прошлой неделе завершилась операция по подъему грузовика АМО-2, затонувшего в речке Копке в январе 1944 года во время наступательной операции по освобождению Великого Новгорода.

Автомобиль отбуксировали к гостинице «Россия», а затем доставили в кремль, где он и будет экспонироваться после реставрации. Специалистам музея-заповедника нужно успеть к 70-летию Победы.

Хотели танк
Когда поисковики затевали экспедицию в устье Мсты, то рассчитывали найти бронемашину, никак не меньше. Ведь согласно отчету полковника инженерной бригады 18 января 1944 года в речке Копка (это рукав Мсты) ушел под лед именно танк.

— Мы проверили устье Копки — ничего, — рассказывает руководитель группы аквалангистов областной федерации подводной деятельности Алексей ИВАНОВ. — Потом прилегающую часть Мсты — с тем же успехом.  Вернулись на Копку: может, писарь перепутал устье с истоком? И нашли, но почему-то грузовик.

И при этом ничуть не огорчились. По нынешним временам АМО-2 — еще больший раритет, чем танк. Переходная модель начала 1930-х годов, выпускавшаяся из импортных комплектующих, хорошо сохранилась только на чертежах и фотографиях. Крайне редкая машина.   

Нашли ее в июне 2013-го. Сразу поняли, что без минеров тут делать нечего: в машине полно боеприпасов. И спустя год были сомневающиеся, что подъем осуществим. Может, безопаснее машину — того... Уничтожить то есть. Разумеется, по возможности, обследовав ее на наличие останков.

Как мы уже рассказывали, вопрос сдвинулся с мертвой точки после того, как им заинтересовался губернатор Сергей Митин. Этим летом начали действовать — все получилось. 

До последнего патрона
В начале июля приехали водолазы-взрывотехники Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, вместе с сотрудниками новгородской группы разминирования они подняли 34 мины. Боеприпасы были извлечены, вывезены на полигон и уничтожены.

Потом за дело взялись водолазы ГУ «Облводобъект». Тщательно промыв кабину, прощупав каждый сантиметр, они извлекли останки водителя. Не найдя, к сожалению, ничего, что позволило бы установить личность погибшего.

И вот заключительный этап операции, три августовских дня. Благодаря «Облводобъекту», не пожалевшему бензина для журналистов (катер не автомобиль — идет медленнее, а кушает быстрее), можно было посмотреть на подъем миномета, а потом уже и самого автомобиля. Смотр — дело недолгое. Когда покажется на поверхности, тогда и увидишь. А как иначе? Здесь вам не экспедиция Кусто по прозрачным водам теплых морей.   

120-миллиметровый полковой миномет доставали по частям: плита, лафет, ствол. Крепление пришлось спиливать ножовкой, вручную, поскольку сварочные работы пошли бы во вред сохранности металла.

Что касается дерева, то приклад автомата ППШ, попав на палубу «Дельфина» — флагмана «Облводобъекта» — за считанные часы превратился в труху. Хотя поначалу, как только его извлекли из воды, он имел вполне сносный вид.

Нашли еще пару винтовок Мосина — знаменитые «трехлинейки». Все? Нет, водолаз, уже вынырнув и проведя рукой по борту, показывает патрон от ППШ. Наверное, последний. Находки явно стали мельчать.

Последний боеприпас, найденный в рекеПолотенце как ноу-хау
На поверхности появились масляные разводы. Грузовик повис на лебедках, установленных на понтоне.

— Наше ноу-хау, — директор «Облводобъекта» Михаил КОНДРАШЕВ сообщает об этом не без гордости.

Мол, хотя работа под водой — дело привычное, и технику различную поднимать со дна приходилось, тут все же особый случай. Пришлось подумать, как обеспечить максимальную сохранность будущего музейного имущества и при подъеме, и при транспортировке. Например, было важно, чтобы металл, пролежавший более 70 лет в яме на речном дне, как можно меньше подвергся воздействию атмосферного воздуха. Прежде чем попадет в руки реставраторов, которые знают, как и чем его обработать.

— Будем доставлять машину частично погруженной в воду, — пояснял Михаил Георгиевич. — На это уйдут примерно четыре часа. Сейчас протянем под днищем полотенца, закрепим и...     

На всякий случай, речь идет о полотенцах не кухонных и не банных.

Пишущим и снимающим напрашиваться в группу сопровождения как-то стало без смысла. Ничего, мы вас там, у причала, встретим, если что.

Сиденье с секретом
С тем и отчалили, не догадываясь, какой сюрприз таит в себе сверток газет, который нам показали, можно сказать, на дорожку. 

Когда в промытой, очищенной от песка кабине, подняли сиденье, то под ним, с «пассажирской» стороны обнаружили металлический ящик. В нем – сверток. А уж под газетами оказалась главная «матрешка» — документы парторганизации дивизиона.

Узнав об этом, Алексей Иванов чувствовал себя именинником.

— Мы предполагали, что где-то здесь погиб старший лейтенант Кузьменко, являвшийся парторгом. Исходя из донесения о потерях офицерского состава. С примечанием: не захоронен. И вдруг, оказывается, что именно в этом автомобиле он вез документы. А он наверняка их вез, поскольку не мог не сопровождать документы, заверенные его подписью и имеющие гриф «совсекретно».  

Кому же принадлежат найденные останки — водителю-солдату или пассажиру-офицеру? Они были переданы экспедиции «Долина», и там решили, что найденный череп принадлежит молодому человеку. Кузьменко было под 40. По всей видимости, старлей открыл дверь, но выскочить из машины не успел. Попал под лед, тело снесло течением...   

Найденные автоматы и винтовки свидетельствуют в пользу версии, что в кузове находились несколько бойцов, которым, вероятно, удалось спастись.

Как полагает Алексей Иванов, найденные документы — прекрасная возможность, чтобы выяснить имя погибшего водителя. Очень может быть, что через месяц-другой мы услышим об этом. 

Фронтовая газета оказалась обложкой архиваГрузовик у Кокуя
А вот от чрезмерного оптимизма насчет возможных новых находок Алексей Михайлович предостерег. Как уже сообщалось, по архивным данным, близ Новгорода затонуло более десятка единиц боевой техники. Вот бы найти и поднять! Правда, этак для демонстрации вооружений времен Великой Отечественной нам кремля не хватит. Но вряд ли в мутных водах Мсты и Ильменя до сих пор скрыты такие артефакты. 

Дело даже не в том, что фронтовая отчетность может таить ошибки. Допустим, тот танк, который искали подводные археологи, возможно, когда-то на Копке был. Нигде не указано, на какой глубине он затонул. Глубины там разные. Вполне могла башня торчать. Следовательно, машину тыловые службы могли поднять, отремонтировать и снова отправить на фронт.

И потом, 70 лет — это 70 лет. По-любому не факт, что все утонувшее или провалившееся так и осталось на дне. Впрочем, еще не обследован участок Мсты от Сиверсова канала до Бронницы. А это — около 15 км.         

Поисковики, саперы, водолазы — все они отлично справились со своей задачей. Слово — за музейщиками.  

— Все будет в лучшем виде, — уверяет техник-реставратор Сергей ЕФИМОВ.

Как известно, Новгородский музей-заповедник, хоть он и объединенный и государственный, в краткий период нашей новейшей истории, объединительную роль в некотором смысле утратил. Акцент на средних веках, отказ от заидеологизированного ХХ века...

И вдруг — грузовик возле башни Кокуй. Потому что все реже Вторая мировая открывает свои тайны, добавляя в книгу памяти страницы-крупицы. Потому что впереди большой юбилей. А еще потому, что погибший АМО-2, несмотря ни на что доехал до Новгорода.

Александр КОЧЕВНИК (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА