Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

До и после Рюрика

Бороться с историческими мифами бессмысленно. Их следует беречь. Так считает Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, заместитель генерального директора НГОМЗ, историк.

На днях в Москве открылась выставка, посвященная Рюриковичам, правившим Русью более шести веков. Одним из многочисленных зрителей экспозиции стал и президент страны. Позже на встрече с молодыми историками Владимир Путин выразил удивление тем, что в её основе лежит лишь одна версия становления Российского государства, изложенная Карамзиным. При этом президент озвучил мысль, что помимо известной норманнской теории, согласно которой Рюрик с дружиной был призван, чтобы строить отношения внутри сообщества, есть мнение, что функции его ограничивались сугубо охраной Новгорода. Насколько эта теория научна?

Историкам давно понятно, что Рюрик — это миф. Но всё ещё непоколебимо мнение, что труды Карамзина, Татищева, Ключевского и Соловьева носят статус актуального знания об истории страны.

Друзья, использовать сегодня Карамзина для изучения начал российской истории — нонсенс. Если бы Николай Михайлович был жив, он бы сам над этим посмеялся. Свой труд «История государства Российского» он писал 200 лет назад, пользуясь доступным тогда кругом письменных источников. Их количество, а особенно — число археологических свидетельств, за последние два века увеличилось на порядки. Наука ведь не стоит на месте, развивается и идёт глубже первых, поверхностных мнений.

Разумеется, современные историки читали и знают Карамзина, Соловьёва, историков XX века. Но мы познаём историю не только по исследованиям предшественников, а еще и благодаря растущему и углублённому изучению письменных источников, археологическим исследованиям и многим другим смежным наукам.

В истории Европы известен персонаж по имени Рёрик Ютландский — один из конунгов, правителей Дании. Современные историки подчас отождествляют его с Рюриком Новгородским. Тем более что как раз в 860-е годы он исчезает из западных хроник и возникает в наших летописях. Может быть, это совпадение. Повторюсь, искать реальную основу в мифах бессмысленно. На то он и миф, чтобы описывать всё сказочным языком, образами и легендами. И хорошо, что у нас есть такой миф. Ведь если б не знали, кто стоит у наших истоков, мы вообще чувствовали бы себя беспомощной нацией, которой не на что было бы опереться в своей истории.

Появление же мифа как раз и диктуется необходимостью иметь точку опоры в тёмных веках истории. Никто же не спорит всерьёз с тем, что Ромул и Рем были вскормлены волчицей и после этого основали город Рим, потому что это красивый и утвердившийся миф. Такие же легенды возникли и у нас, у русских.

Произошло это не вчера и не в XIX веке. Ещё в XII столетии первым летописцам было поручено найти отправную точку страны, которая называла себя Русью. И она была найдена. Появилась легенда о Рюрике, призванном новгородцами, которых летописец уже тогда разделил на славян, кривичей и чудь, чтобы «рядить по праву» местным сообществом, то есть управлять. Они, наши предки, с ним об этом правлении договорились. Причём составитель летописи рассказывает о событиях, произошедших почти за 300 лет до него. И ничем, кроме как легендой, это считаться не может.

Сейчас мы к этому апеллируем, потому что наша древнейшая история овеяна тайнами, завесой, которую мы никогда не откроем. Никаких источников об этом периоде у нас нет и быть не может: наши предки тогда были ещё неграмотными, не умели писать, фиксируя происходящее.

В отношении того, что Рюрик был призван лишь для охраны, я не стал бы выделять эту часть его функций. Ведь это тоже часть мифа. Корнем нашей истории является момент, когда новгородцы призвали заморского князя. И уж если он был приглашён, значит, ему выдвинули определённые условия. Он пришёл не завоевателем, а был человеком, в котором нуждались здесь для исполнения обозначенных полномочий: быть военным предводителем и, в том числе, защищать местное население от других варягов. Потому что на просторах и речных магистралях Приильменья в то время бродило много варягов — банд, шаек, то есть людей, у которых с одной стороны на поясе висел меч, а с другой — весы, чтобы отвешивать серебро. Такое было время, схожее с началом дикого капитализма.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА