Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Простецкая строчка,

или 300 слов о самом главном

На прошлой неделе 11-классники общеобразовательных учреждений страны примерялись к итоговому — за весь школьный курс — сочинению.

3 декабря им предстоит написать текст уже на оценку, точнее — на зачет/незачет, и получить (или не получить) допуск к ЕГЭ по русскому языку. Чтобы понять, что это такое — экзаменационное сочинение 2015 г., журналист «НВ» взялась писать его вместе с выпускниками…

Минобрнауки подсказывает
Вечером накануне пробника в соцсетях появилась таблица  «Окончательный список тем итогового сочинения (изложения) по литературе 2014/2015 учебного года для выпускников средних общеобразовательных учреждений». В ней были представлены конкретные темы по пяти, обнародованным 29 августа на официальном сайте Минобрнауки, направлениям: («Недаром помнит вся Россия…» (к 200-летию поэта Михаила Лермонтова), «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы?»). Причем названия даны отдельно для Дальнего Востока, Сибири, Урала и Центра России.

Вдобавок к списку приложены рекомендации. Так, например, по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной» Центру страны, куда и Новгородчина входит, предлагается в качестве ориентира для размышлений использовать высказывание советского писателя Григория Медынского: «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь».

Школьникам Сибири природно-экологическую проблему советуют раскрыть, отталкиваясь от известного толстовского изречения: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, — не только не благо, но несомненное и очевидное зло».

Но проще всего, судя по таблице, сочинительство должно пойти у тех одиннадцатиклассников, что выбрали для себя Лермонтова в связи с 200-летием со дня его рождения. Темы довольно простые: «Бородино — цена победы», «Я думал — жалкий человек», «Лирический герой поэзии Михаила Лермонтова» и «Одиночество и отверженность в творчестве Лермонтова».

Но думается, что детям при подготовке к экзаменационному сочинению все же не стоит особые надежды на эту таблицу возлагать. Возможно, это фейк. По крайней мере, на пробнике темы были иными. А то, что их будет только три, а не пять, как ожидалось, ребята регионов, что по московскому времени живут, знали уже рано утром, ведь школьники Дальнего Востока к нашему утру сдали свои опусы и отписались в Сети о впечатлениях…

Но в декабре такой номер не пройдет. Ведь конкретные темы для Дальнего Востока будут одни, а для нас — другие.

Не менее 250 слов
Старшеклассники школы № 2 Великого Новгорода стали подтягиваться к аудиториям, предоставленным для сочинения, заранее. На дверях каждого кабинета — списки учащихся, которым здесь отведено место. Учителя сверяют паспортные данные ребят и по одному впускают в класс. На столах — орфографические словари, ими школа обязана обеспечить сочинителей.

Пока есть время, они рассуждают по поводу мер безопасности и контроля во время основного сочинения. Преподаватели объясняют, что точно так же, как и при проведении ЕГЭ, пользование телефонами запрещено, на столах, кроме ручек, паспорта, воды да шоколада, быть ничего не должно. Перед началом экзамена все кабинеты проверяют полицейские. Во время работы в каждой аудитории будут находиться контролеры.

За несколько минут до начала пробника все школы Новгородской области по спецканалу связи получили из Москвы перечень тем: «Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы посоветовали бы прочитать другу?», «Можно ли обойтись без книг?», «Почему важно уметь сострадать другому?».

По тому, как сформулировано, становится понятно, что от учащихся требуется некое эссе-размышление. Старшеклассники задумались. Видно, что некоторые обрадовались возможности поразмышлять вокруг да около, без углубления в конкретные произведения (кроме Лермонтова, конечно).

Надо сказать, общие темы меня привели в замешательство. Налить воды  — красивыми словами, правильно построенными фразами — несложно. Но ведь одно из требований к сочинению гласит, что в подтверждение своих доводов должны быть приведены аргументы как минимум из одного литературного произведения.

Критерии оценки итоговых сочинений включают пять параметров: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Для получения зачета необходимо иметь положительный результат по трем критериям (причем по первым двум — в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника). На написание отводится 3 часа 55 минут. Можно пользоваться орфографическим словарем

Берусь за книжную тему. Перебираю в голове авторов из школьной программы. И понимаю, что среди тех, о ком на уроках литературы говорят, нет, в общем-то, ярких персонажей, которые бы  менялись под воздействием книг, для которых чтение необходимо, как воздух. На память разве что Обломов пришел. Любил Илья Ильич полистать страницы романов, лежа на диване. Правда, на его образ жизни даже лучшие образчики литературы не оказали влияния. Но, может, это просто я забыла школьную программу? Хочется надеяться, что у школяров не возникнет проблем с примерами…

В классе слышно, как ручки скрипят по бумаге. Интересно, о чем пишут? Что до меня, то взяла за основу «Чтеца» Бернхарда Шлинка. Да, роман не из учебного курса, но отлично подходит для раскрытия предложенной темы.

Спустя какое-то время с задних парт послышался шепот. Это ребята, исписавшие уже лист, а то и два, подсчитывают слова в своем тексте. По требованиям, если ребенок написал меньше 250 слов (в зачет идут и служебные), работа даже не проверятся. Рекомендованный объем — 300—350 слов. Вот и пришлось арифметикой заниматься.

От первого лица
Позже разговорилась с педагогами. Некоторые согласились, что сложно подобрать доводы и примеры на абстрактные темы. А вот филолог, директор школы № 2 Ирина ШАНАЕВА считает, что проблем у детей с сочинением по такому направлению, как «Можно ли обойтись без книг?», быть не должно:

— Как мне кажется, нужно писать о личном отношении к чтению, как та или иная книга повлияла на твои поступки. Как учитель литературы я бы приняла за аргумент рассказ о том, как после прочитанного произведения ребенок задумался над проблемой, поднятой в книге, на себя по-другому посмотрел. Но признаюсь: если бы сама была на месте одиннадцатиклассника, выбрала б Лермонтова. Это беспроигрышный вариант: 3 декабря точно будет тема по его творчеству, а лирику поэта дети на уроках хорошо воспринимают…

Однако сами ребята, с которыми удалось переговорить после пробника, сказали, что не рассматривают поэзию Михаила Юрьевича как основу для итогового сочинения. Многие готовились по военному направлению. Когда же не увидели его в перечне тем пробника, пошли на хитрость. Взяли «Почему важно уметь сострадать другому?» и, немного — в общих чертах — поразмышляв о милосердии, подвели к тому, что сочувствие важно не только в мирное время, но и на войне тоже. И дальше перешли к тем произведениям и доводам, что продумали загодя…   

Вместо эпилога
Пробные работы учащихся школ Великого Новгорода уже проверены. Педагоги, вошедшие в городскую комиссию, торопились, ведь до основного сочинения остались считанные дни, и детей нужно сориентировать по тому, что правильно и что неправильно они в репетиционной работе написали.

Литераторы, оценившие тексты, подтвердили, что, судя по представленным творениям, многие ребята нацеливались на раскрытие исключительно военной проблематики. И, да, как могли, подтягивали свои домашние заготовки к неподходящим напрямую темам пробника.

А еще члены проверочной комиссии предположили, что была либо утечка информации о темах, что выпали Новгородской области, либо у ребят была возможность пользоваться гаджетами и списывать. Потому как представлены работы одноклассников по одному направлению, в которых они в одном порядке, правда, разными словами, приводят одни и те же произведения и одни и те же аргументы. Подобное единодушие, убеждены учителя, не случайно.

…Но как бы там ни было, учащиеся 11-х классов школ Новгородчины  попробовали изложить свои мысли стройно и кратко. Сочинение, результат которого напрямую повлияет на аттестат, — через неделю.

Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА