Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Оценки или жизнь?

Звучит немного чересчур, но для многих детей это утверждение — суровая реальность. С 7 до 10–11 лет ведущей деятельностью ребёнка является учёба. Все они хотят учиться хорошо. Да-да, абсолютно все!

На этом месте многие родители скептически усмехнутся и вспомнят своё чадо, которое не затащишь делать уроки и не поднимешь утром в школу. В своей работе я чаще всего сталкиваюсь именно с такими детьми, и у всех наблюдается примерно та же картина.

Ребёнок, полный надежд, идёт в школу. И первый класс проходит более-менее неплохо. А во втором начинаются оценки, и ребёнок первое время пытается попасть в отличники, но с каждым днём все яснее понимает, что ему до них, как до Луны. А дома каждый день спрашивают: ну как, пятёрки есть? И ответить нечего. И он совершенно перестаёт ориентироваться в происходящем. Все говорят: «Надо стараться, ты просто ленишься!». И он старается, и вот уже не 5 ошибок в каждом слове, а 3, и плюсы с минусами уже не путаются, хотя условия задач очень сложные: но все эти мелкие победы никто не замечает. Критерий успешности один: пятёрка, в крайнем случае четвёрка.

Постепенно происходит грустная вещь: ребёнок сдаётся, опускает руки, начинает чувствовать себя полным неудачником. А это мерзкое ощущение. Чтобы оградить психику от болезненных переживаний, срабатывает защитный механизм. Всё раздражение переносится на источник неприятностей: процесс чтения, ненавистную математику, гнусный русский, а иногда и на учителя. Но ведь в начальной школе закладывается любовь к учёбе как к процессу на всю дальнейшую жизнь! И получается вот что. Невозможность соответствовать критериям успешности, измеряемой только оценками, приводит к глобальной проблеме с процессом учёбы вообще и к заниженной самооценке. А поскольку человеку обязательно нужно хоть в чём-то чувствовать себя успешным, дети начинают искать. Хорошо, если они находят занятия в секции или кружке, но чаще я слышу от родителей: «Ну что вы, какие кружки, мы целый день уроки делаем». И тогда остаётся только одна ниша — компьютерные игры. Там ты герой, там постоянно какие-то достижения, прохождение уровней. Наверное, все замечали, с каким восторгом дети бегут к нам поделиться чувством гордости: «Смотри, я прошёл все уровни! Я молодец!». Мы только раздражённо передёргиваем плечами и отвечаем неизменно: «Лучше бы в школе пятёрки получал!».

Какую же ошибку мы, взрослые, допускаем и что можно сделать, чтобы вернуть радость от учёбы и законное чувство гордости за свои реальные, а не виртуальные достижения? Прежде всего признать тот факт, что не каждый ребёнок способен легко и непринуждённо усвоить программу начальной школы. Особенно тяжело она даётся детям с ведущим правым полушарием, плохо сформированными межполушарными связями, врождёнными неврологическими особенностями (быстрая утомляемость, гиперактивность, дислексия и дисграфия), низкой стрессоустойчивостью. А это, к сожалению, примерно 60% современных детей. И первая ошибка, которую совершают родители, — не обращают внимания на особенности своих детей.

Занятия с нейропсихологом, логопедом и дефектологом с 5 лет могут очень хорошо подготовить мозг и тело к школе, помочь построению необходимых нервных связей. И тогда учебный материал усваивается намного легче. Если этого не произошло и вы столкнулись с тем, что ваш ребёнок с трудом усваивает необходимые знания, забудьте на время про оценки. Такому ребёнку прежде всего нужно создать зону успешности в освоении учебных навыков. И тогда каждое выполняемое задание важно разбирать, используя следующую схему:

1. Что получилось хорошо. Обычно этот шаг упускается, и мы с азартом перечисляем все недочёты, создавая ощущение, что всё снова плохо. В любом задании есть то, что хорошо. Какие-то слова без ошибок, несколько строчек красивого почерка, правильно (не зеркально) написанные цифры… Поиск того, что получилось, — та основа, на которую ребёнок может опереться. Он точно начинает осознавать, что хоть что-то, да получается!

2. Вот теперь можно переходить к конструктивной критике. И даже лучше, если ребёнок сам найдёт, над чем ещё нужно работать.

3. Поиск вариантов, как над этим работать. Может быть, дело во внимании, а может, нужно подучить правило или есть проблема с пониманием текста. А может быть, нужно строчку отдельно выписать. Такой подход сводит ощущение глобального неуспеха в этом ужасном русском к освоению конкретных небольших навыков. А в сочетании с пунктом первым — к пониманию того, что многие навыки уже усвоены. Процесс учёбы превращается… в ту же многоуровневую компьютерную игру, где за каждый уровень приз: уважение к себе, радость родителей.

Светлана СМИРНОВА, психолог

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА