Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Страшно, а жжуть!

Почему лучше колоть Сидора*, чем масло бить**

«Да клади ты свою гаджету на скамеицу, на фиг!».

Все мы любим играть. Или любили. Неправда? Ах, вы сразу таким родились и даже в садик не ходили?..

Комбинацию слов с гаджетой, скамеицей и на фиг вряд ли где у нас услышишь, кроме как на фольклорном празднике в Витославлицах. Тоже игра. В традицию было ушедшую. Отсюда и неизбежная доля наигранности, наверное.

Только что же делать?

Жил-был Вася
Придумал народ забавы и гадания на Васильев вечер накануне нового (теперь уж старого) года… Да и самого Василия тоже придумал. Святитель, живший в IV веке, не советовал любопытствовать далеко наперед: «Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью?».

Наш брат, русак, связал с именем епископа Кесарийского ровно то, от чего кесариец предостерегал. И все нипочем. На том стоим. На чем стоим — поем да пляшем. Если совсем этого не делать, можно и приуныть. А что такое уныние? Опять-таки грех. Разберись тут...

Потому идешь по улице — там балалайка, там изба, а в ней курица. Гадает Глашка. Куда скокнет, а перед ней предметы специальные разложены, то и сбудется. Девки за куриным прогнозом — чуть не в очередь.

А у крыльца — в «жмурки» играют. Глаза повяжут и шарят руками перед собой. Ассортимент невелик — ухват, кочерга, лопатка деревянная... Знаю, что народ ее иначе называл, но как именно — запамятовал что-то.

Тут как раз парень подошел. Видно, жениться приспичило. Серьезно палки ощупывает, ответственно. Я бы на его месте вон за ту ухватился — с шикарной копной свежих сосновых веток. Посмеялись надо мной: «Помело, оно и есть!». Ладно, жду, что дальше.

Дама гадает на год начавшийся. Ей сперва на мужика предлагали. Тут откуда ни возьмись, сопровождающий: «Какой еще мужик? Это моя баба!». И тащит она это самое помело. А ей: «Ой, да все-то худое из дома в этом году вы и выметете!».

От луковицы — лукавые
На святки зазывали, «страшные гадания» обещали. «Страшные» — с ударением на первом слоге или последнем? И разница? Мне говорят, мол, и с какой это радости народ нонешний пугать станем? Он и так некрепок, всего боится. Чего боится? Что хлеб не уродится? Ну-ну, на клумбе у подъезда.

Пущай огрело бы кого предсказанием. Доктор-то для чего? Мнется на улице. Озяб без работы. В одном халате-то. На шубу накинутом.

— Да он не настоящий, — подсказывают, — ряженый.

Доктором?! Почему не медведем или хотя бы козлом? Все правдивее.

— В XIX веке земские врачи уже водились, народ этот образ вовсю использовал.

Ох уж этот народ. Ладно бы девки, созревшие на замужество, только лапти или варежки бросали — откуда придет суженый? Так соберутся где пострашнее — в подполе ли, бане ли — и на зеркалах гадают. Желая наибольшего эффекта: чтобы во всех подробностях рассмотреть будущего мужа.

А как вам милый семейный вечер, когда домочадцы, взяв решето, насыпают в него снега и каждый кладет туда свою ложку? Утром смотрят, как вода застыла. У кого гладенько — все хорошо будет. Если же с бугорком — большой вопрос, доживешь ли до следующего гадания.

Воск расплавится, а будущее проявитсяДа, были люди…
Уж если верили… В Бога, так в Бога. В… Ну, так и в него. От Рождества до Крещения — это межвременье. По народному календарю год на лето поворачивается. То ли святой народился, то ли беса с цепи спустили. В такую-то пору чего угодно жди: и души умерших предков могут объявиться, и чертовски коварные существа с двумя бодалками на голове, чем-то напоминающие современных инопланетян.

В общем, получит девка установку на замужество, так и выйдет. Хоть и за страхолюда — зеркало не соврет. Ну а кому помирать сказано — хоть шапку сразу сымай.

Само собой, такие понятия укрепились задолго до появления первого земского врача. С ним, даже ряженым, веселее как-то. Что-что, а помереть во времена былинные было проще теперешнего. Не иначе как исходя из сложной жизненной ситуации и возник оптимистический обряд с покойником — умраном. Носили его по деревне как символ «помершего» года исключительно ради всякого дальнейшего благополучия.

Девок при этом заставляли целовать усопшего. А тот вдруг возьми да сорви с себя покрывало: как есть голый лежит! Визг, смех, народная эротика.

На ухвате верхом
Такую совершенно очаровательную традицию в Витославлицах не переняли покуда. Хотя отдельные озорные забавы имеются. Гаджету-то для чего надо было класть? Чтобы сесть на ухват. С милой на пару. Она, значит, спереди, потому что за рога держится, а он — сзади. Спинами друг к дружке.

Что делать? Двигать ухват взад-вперед и слова нужные произносить. Ему: «Говори, Сидора колю». Ей: «Говори, а я буду обороняться». И вот держала она оборону, пока он не взмолился: «Мне щас так Сидора наколют, что я всю ночь спать не буду!».

В избе очередь с лестницы. Что дают? Соломона. То бишь по книге притч гадание происходит. И вот не собирался же ставить эксперименты на себе, родном. Так дернул черт. Соломон, он же — о-го-го, мудрый какой. Не какая-нибудь там курица. Опять-таки — общество.

Выстоял я этот хвост, назвал любимейшую свою цифру как номер главы, притчи. Что получаю? Страница под № 69. Число-перевертыш — ужас! Цитата из книги мудрости — того хлеще. Загадки загадывать мудрец изволит. Кому? Мне, Василию, в Васильев вечер. Уж лучше бы я Сидора колол на сон. И ведь понимаешь, что цитатка та очень даже на нравоучение похожа. Виноват, исправлюсь — все дела. Но как предсказание те же слова... Даже не по себе, чесслово.

Мороз-гармонист
Вот и совет: «Не свезло, сходи еще куда погадай!». Нет уж, я пока на скамеице посижу. Отдышусь на фиг. Песню послушаю. Вон Дед Мороз меха растягивает у гармошки-то. Женский хор его обступил. «Потолок ледяной, дверь скрипучая, за шершавой стеной тьма колючая...». Вы только представьте себя в этом кошмарном помещении! А деду с хором весело.

Наконец, совет от бед: «На Крещение в проруби-то искупайся или хотя бы святой водой умойся — грехи-то и смоются». Ну и грех гадания притом. Строго по списку.

Так и живем: не согрешишь — не покаешься. Желаем, как в другой песне поется, знать, что будет. И играем — кто в шутку, кто всерьез. Говорят, на такие вечера, как этот, немало приходит по-настоящему одиноких людей. Не впрок им всякие разные виртуальные знакомства продвинутого века, хотят, так сказать, старый добрый способ попробовать. Те, кто придумывает и проводит всевозможные народные гулянья в Витославлицах, задумались уже об особых играх для «клуба одиноких сердец». Во вполне народной традиции, конечно же.

Все это было, да и будет, наверное. И к Глашке не ходи. Тем более что она снова просто курицей работает: яйца несет. Оно и хорошо, полезно. По нонешним-то временам.

*Сидора колоть — народная забава, когда на пень ставят полено (Сидора), а игроку завязывают глаза, и он, повернувшись к Сидору спиной и сунув ухват между ног, пытается сбить его ухватом

**Бить масло — игрок стоит на четвереньках, а его с размаху бьют пониже спины той же выдающейся частью тела другого игрока, которого, взяв за руки и ноги, раскачивают четверо товарищей

Владимир БОГДАНОВ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА