Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Со второго удара

12 февраля 1944 года была освобождена станция Батецкая

22 января 1944 года Военный совет Волховского фронта представил Ставке ВГК «план развития Новгородско-Лужской операции».

Главными целями войск фронта были обозначены освобождение Луги силами 59-й армии, а также Октябрьской железной дороги совместными действиями 8-й и 54-й армий.

План Ставка ВГК одобрила, но предписала войскам фронта овладеть Лугой не позднее 30 января. Задача была сложной, однако внезапное и стремительное наступление на Лугу давало нам шанс окружить 18-ю армию противника, отступавшую из районов Чудова, Любани и Тосно. Для этого 59-я армия сразу после освобождения Новгорода нанесла удар вдоль железной дороги Новгород — Луга через станцию Батецкая, чтобы перерезать железные дороги Батецкая — Пушкин и Луга — Красногвардейск. Затем совместно с войсками Ленинградского фронта она должна была окружить и уничтожить любанско-чудовскую и мгинскую группировки немцев, а после этого — наступать в направлении Батецкой и Луги.

Причем Батецкой (в военных сводках — иногда Батецк*) придавалось огромное значение. С ее захватом мы отрезали пути отхода северной группировке фашистов. Для них дорога Оредеж — Батецкая была, по сути дела, единственной рокадой, по которой можно было как-то маневрировать своими полками и дивизиями, входившими в любанско-чудовскую и мгинскую группировки.

Но немецкое командование, понимая серьёзность ситуации, сумело оперативно усилить свою группировку в районе Луги. Встретив упорное сопротивление, 59-я армия не сумела к концу января выполнить поставленную Ставкой ВГК задачу. Левым флангом армия за несколько дней ожесточенных боев продвинулась вперед в западном и юго-западном направлениях, перерезав железную дорогу Ленинград — Дно в районе станции Передольская и шоссе Луга — Шимск в районе поселка Медведь и вышла к окраинам Шимска. Центр и правый фланг застряли на подступах к Батецкой.

Далее предоставим слово Ивану Катышкину, который в то время был заместителем начальника оперативного отдела штаба 59-й армии. В своих мемуарах «Служили мы в штабе армейском» (1979) он пишет:

«Приказом командования фронта нам ставилась задача: по-прежнему нанося главный удар в общем направлении на Лугу, овладеть в ближайшее время рубежом Оредеж, Батецкая и уже потом городом Луга… С 7 по 12 февраля мы ввязались в тяжелые бои за станцию Батецкая и прилегавшие к ней деревни. И вот 12 февраля 286-я стрелковая дивизия этого корпуса, обойдя своими частями станцию Батецкая с севера и юго-запада, штурмом овладела ею. Теперь у фашистов до самой Луги не осталось практически ни одного заблаговременно оборудованного оборонительного рубежа».

Успеху способствовало и то, что войска 67-й армии, наступая на Лугу, к исходу дня 8 февраля охватили лужскую группировку противника с запада и севера. Как и под Чудовом, как под Новгородом, немцы вынуждены были отступать, избегая угрозы окружения.

Совинформбюро сообщило:

«В течение 12 февраля на ЛУЖСКОМ направлении наши войска, сломив сопротивление противника, овладели районным центром Ленинградской области и железнодорожным узлом БАТЕЦКАЯ... Наши войска полностью очистили от противника железную дорогу ЛЕНИНГРАД — БАТЕЦКАЯ — НОВГОРОД и вплотную подошли к городу ЛУГА, где завязали бои на окраинах города».

По данным комиссии по расследованию фашистских злодеяний, из 180 населённых пунктов Батецкого района сохранились полностью только 10, уничтожено частично — 118, полностью — 52. В Велегощинском, Вольногорском, Заболотском, Заосском, Теребонском сельсоветах не осталось ни одного человека. А в Нехинском, Черновском, Раглицком сельсоветах после оккупации насчитывалось от 30 до 50 человек. Немцами были сожжены 16 колхозных мельниц, 36 кузниц, 246 скотных дворов, 278 гумен, 4164 хозяйственные постройки. Непосредственно в Батецкой из 18 двухэтажных домов сгорели 17. Уничтожены 65 одноэтажных домов, Дом Советов, Дом культуры, детский сад, больница, вокзал, баня, аптека. Жизнь нужно было начинать заново…

* Название села происходит от деревни Батецко (известна с XVI века), располагавшейся в 5 км от станции. Первоначально по проекту линия Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги должна была проходить вблизи деревни Батецко. Уже станции присвоили это название, но жители деревни «к властям обращались, дань собирали», чтобы дорога не шла по их земле. В итоге рельсы обогнули деревню, и появилась станция Батецкая отдельно от деревни Батецко.

Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА