Четверг, 18 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Страх и интуиция генерала Моделя

18 февраля 1944 года — день освобождения Старой Руссы

С 15 февраля 1-я Ударная армия была оперативно включена в состав 2-го Прибалтийского фронта.

Она получила задачу, наступая на самостоятельном направлении, прорвать оборону противника южнее Старой Руссы и во взаимодействии с войсками 54-й армии Ленинградского фронта овладеть рубежом Порхов — Дедовичи.

Разведка боем
Далее должен передать слово непосредственному участнику событий, командиру 182-го стрелкового полка 1-й Ударной армии Василию Шатилову. Герой Советского Союза генерал-полковник Шатилов в книге воспоминаний «А до Берлина было так далеко» (1987) так описывает события вскоре после начала наступления «на самостоятельном направлении»:

«Немецкое командование, опасаясь все большего нависания 54-й армии над флангами и тылом старорусской группировки, вынуждено было в ночь на 18 февраля начать отвод соединений 10-го армейского корпуса из района Старой Руссы. Из штаба нашей армии поступил приказ перейти к активным действиям. Мы решили немедля организовать и провести разведку боем усиленной разведывательной ротой».

Здесь следует оговориться, что на деле командующий группой армий «Север» генерал Вальтер Модель раньше наших понял, в какое положение может попасть его 16-я армия в Старой Руссе — в окружение. И в ночь с 17 на 18 февраля приказал поджечь (не только дома, но и склады и имущество, которое нельзя было вывести) и в свете пожара начать отход в сторону Дно. Командование советских войск, мягко говоря, этот маневр прозевало.

Тогда-то и пришлось посылать разведку, чтобы выяснить, что происходит.

182-я дивизия занимала позиции вдоль дороги Старая Русса — Холм в районе деревни Медведово. Оттуда и началось движение в сторону города, который со всех сторон был закрыт оборонительным обводом (мы еще встретимся с этим термином). Практически без выстрелов рота приблизилась к деревне Горошково, что располагалась в районе нынешнего 123 АРЗ.

«Саперы сделали проход в минном поле, убрали проволочные заграждения. Рота бесшумно прошла через полосу заграждений, сняла без единого выстрела вражеские секреты и ворвалась внезапно в опорный пункт». В Старую Руссу разведчики ворвались около 8 часов утра. И довольно быстро наткнулись на прикрывавший отход батальон 2-го армейского корпуса немцев.

«Гитлеровцы не ожидали такого нападения, — пишет Шатилов, но это не совсем правда. Конечно, ждали. Для этого их и оставляли. — Поднялась паника, большинство фашистов было пленено. Взводы лейтенантов Артамонова и Новоселова выбивали уцелевших врагов из блиндажей, преградили им путь в тыл и захватили в плен около 100 солдат и офицеров. Как волна, неудержимо катилась цепь наших разведчиков вперед, ко второй и третьей траншеям. Мы использовали панику у сил прикрытия врага, успешные действия разведчиков и ввели в бой усиленный батальон майора Бурмистрова. В результате первого часа боя в обороне противника образовалась брешь шириной около трех километров...».

К двум часам дня от батальона прикрытия никого не осталось. Город был освобожден.

На этом можно было бы и точку поставить в заметках. Но в мемуарах Василия Шатилова еще раньше меня заинтересовало описание событий весны 1943 года. Тогда Красная Армия проводила операцию «Полярная звезда» по освобождению Старой Руссы, санкционированную лично Сталиным. Меня удивило, что успех этой операции тесно связывался с освобождением… Парфино.

Речка Полнеть-Полометь
Отмечу, что 182-й Дновской стрелковой дивизией Шатилов командовал с августа 1942 года по апрель 1944 года. В январе 1943 года дивизия была выведена на перегруппировку в район южнее Парфино. 17 января ее передислоцировали на Семёновщину, а 9-го вернули к Парфино. Зачем? Автор дает нам такой ответ:

«После войны я узнал, что Ставка Верховного Главнокомандования, учитывая наши тяжелые походные условия, а также резко обострившуюся обстановку севернее Харькова, решила не наносить глубокие удары на Псков и Нарву. Поэтому особая группа войск генерала М.С. Хозина была расформирована, 1-я танковая армия генерала М.Е. Катукова перебрасывалась под Курск, а 68-я армия генерал-лейтенанта Ф.И. Толбухина передавалась в состав Северо-Западного фронта.

Для маскировки оперативного маневра войск Северо-Западный фронт должен был продолжать наступление с задачей выйти на реку Полнеть (? — Г.Р.) и овладеть Старой Руссой. Армию поставили в стыке между 11-й и 53-й армиями. С этого времени началась подготовка к новой операции за освобождение Старой Руссы. В дальнейшем намечалось выйти на реку Шелонь на фронте Сольцы, Дно. Наступление должно начаться 14 марта».

Признаюсь, первые смутные подозрения явились мне уже тут. Что за такая «река Полнеть», которая (возможно) затрудняет наступление на Старую Руссу. И стало быть, находится где-то недалеко. Полисть? Пола?

Даже если автор перепутал или забыл название, ни та ни другая не мешают наступлению от Парфино на Старую Руссу.

Я рыскал по Интернету, шерстил энциклопедический словарь и БСЭ издания 50-х годов ХХ века. Полнети там не находил. И вдруг осенило: Полометь! Эта речушка течет от Валдая к Демянскому району. Именно она и находилась на пути наступавших войск Северо-Западного фронта.

Конечно, если б речь шла только об одной дивизии, маневр от Парфино на Полометь, а потом — на Руссу был бы нелеп и нелогичен: вперед — назад! Но когда мы рассматриваем действия целого фронта, масштаб совсем другой: фронт выходит на рубеж Поломети и далее через Парфино — на Руссу. А находившейся на левом фланге фронта дивизии Шатилова предстояло… Что? Обратимся к тексту:

«Началась перегруппировка войск 27-й армии. Соединения выходили на исходные рубежи южнее города Старая Русса. 182-я стрелковая дивизия передала свой оборонительный рубеж соседям, а сама перешла под Старую Руссу и заняла новые позиции — лес восточнее Липовцы, высота с отметкой 27,6. Перед нами поставили задачу — прорвать оборону противника на рубеже Парфино, Казанки, в дальнейшем выйти на реку Парусья и освободить южную часть города».

И опять ничего не понятно! Какие Казанки? Где это образующее рубеж село? В окрестностях Парфино такого нет.

Но если не Казанки, а Козона, тогда смысл появляется. Сегодня это Большая Козона по одну сторону Порусьи и Малая Козона — по другую. А когда-то дальняя окраина Старой Руссы была просто Козоной. Между нею и городом находились деревни Парфеево и Горошково, теперь уже сметенные с карты района строившимся (с 1927 года) и расширявшимся авиаремонтным заводом. Но в памяти рушан они не стерлись.

Бой за Парфеево
Что всё это значит? А то, что 182-я дивизия наступала на рубеже Парфеево — Козона с выходом на берег Порусьи и далее, развернувшись, — на Старую Руссу. Применительно к цитируемой книге воспоминаний генерала Шатилова это означает, что мы имеем перед собой описание наступления на Старую Руссу через Парфеево. Но никак — не боя за освобождение Парфино, которое, как известно, было освобождено от фашистов за год до этого (9 февраля 1942 года):

«Утро 14 марта было хмурое, стал накрапывать дождь, посыпался мелкой, нудной пылью, затянул передний край противника сизым туманом. Думалось — вот-вот перенесут час атаки. Но все шло по плану.

Артподготовка длилась около часа. Со стороны противника почти не велось ответного огня. То ли враг был уверен в надежности своих укреплений, то ли экономил снаряды для отпора на случай нашей атаки. После артиллерийской и авиационной подготовки пошли пехота и танки, атакуя узлы обороны фашистов Парфино, Казанки (Парфеево, Козона. — Г.Р.). Здесь они встретили отчаянное сопротивление. Танки остановились, пехота залегла. Артиллерия сосредоточила огневой удар по двум пунктам: Парфино и Казанки (Парфеево, Козона).

…Во взаимодействии с танкистами мы выбили врага из сильно укрепленного опорного пункта Казанки. Второй не менее мощный узел сопротивления — Парфино (Парфеево). Гарнизон его состоял из усиленного батальона. Поддерживался огнем тяжелой артиллерии с закрытых позиций.

В Парфино (Парфеево) ворвались одновременно — с северо-востока батальон майора Бурмистрова и с юго-востока батальон капитана Чабоненко. Уже в населенном пункте попали под сильный огонь и вынуждены были залечь. Полковник Добылев немедленно весь огонь артиллерии дивизии сосредоточил на Парфино (Парфеево). Под прикрытием артиллерийского огня оба батальона 232-го полка вновь пошли вперед. На их пути оказался ощетинившийся огнем дзот. Отделение сержанта Петренко ударило по его амбразурам из противотанковых ружей, а затем, ослепив врага, взорвали дзот. Стрелковые роты и танки ворвались в центр Парфино.

Оборонительный обвод города Старая Русса был прорван. На участке наступления 171-й и 182-й дивизий в обводе образовалась брешь шириной около семи километров. Настало время для ввода вторых эшелонов».

Здесь дополнительное подтверждение «парфеевской» версии. Согласитесь, что Парфино, отстоящее от Старой Руссы почти на 20 км, не могло входить в «оборонительный обвод города». Оборонительный обвод — это вообще линия укреплений вокруг чего-либо. Старая Русса, конечно, была важным объектом и для немцев, и для нас, но нет никаких оснований говорить о том, что вокруг нее был построен внешний обвод на расстоянии 20–25 км от центра города. А вот укрепления в пригородах были. Тому немало свидетельств.

«За ночь фашистское командование произвело перегруппировку войск, подтянуло резервы из тыла. Опередив нас, с утра немцы перешли в контратаку. По позициям 182-й дивизии враг нанес артиллерийско-минометный удар. В воздухе появились самолеты Ю-87, которые начали бомбить наш передний край. Вскоре вперед пошли танки и пехота фашистов, мы встретили врага дружным, организованным артиллерийским, минометным, пулеметным и ружейным огнем, а в небе появились истребители и ударили зенитные орудия. Первая контратака была отбита.

Во второй половине дня (15 марта. — Г.Р.) фашисты возобновили контратаку южнее Парфино (Парфеево). Удар пришелся на 140-й полк. В жбд сно написано: «140 СП имеет задачу овладеть Бол. Казана». Пулеметная и. ружейная стрельба, грохот разрывов снарядов и мин. Густой пороховой дым закрыл поле боя от наблюдения. Но вот подполковник Кротов (командир 140-го полка. — Г.Р.) доложил, что контратака врага отбита.

Наши подразделения отбросили врага и остались на своих позициях».

И опять генерала Шатилова подводит память. Журнал боевых действий 182-й дивизии говорит обратное:

«15.03.43 г. дивизия в 11.00 после арт. налета (дивизия) перешла во вторичное наступление и к исходу дня своим правым флангом (232 СП) овладела населенным пунктом Горошково, левый фланг дивизии успеха в продвижении не имел ввиду сильного огня пр-ка.

В течение 16–17.03.43 г. дивизия вела наступательные бои за овладение опорными пунктами пр-ка Парфеево и Бол. Козона, но ввиду малочисленности личного состава дивизии и сильного огня пр-ка бои успеха не имели.

В течение ночи с 18 на 19.03.43 г. дивизия пыталась блокировать выше перечисленные опорные пункты штурмовыми группами и введенной в бой одной ротой 25 ОЛБР под прикрытием арт. огня и залпов РС, но была преждевременно обнаружена ракетчиками и прожекторами пр-ка из центральной части Старая Русса и успеха в действиях не имела. Приданный дивизии 28 ТП в составе 11 танков ввиду сильно заболоченной местности маневра в действиях не имел.

Дивизия понесла потери: убито 291 чел., ранено 562 чел.».

После этого дивизия вступила в полосу оборонительных боев, постепенно отодвигаясь от города. Сперва — к рубежу Горошково, МТС — Деревково — Новосвинуховское шоссе. Потом, к 5 мая, — на рубеж Шахово — Брагино — Пенно. Это уже в 15–17 км от Руссы…

Вместо эпилога
Наступление, если об этом еще уместно говорить, было остановлено: началась переброска войск на харьковское направление. Командующий Северо-Западным фронтом маршал Семен Тимошенко был снят с должности уже 13 марта. До конца войны он больше фронтами не командовал. Направление главного удара было скорректировано в обход Старой Руссы.

Завершающим днём операции считается 19 марта. Хотя атаки на Старую Руссу производились до 22 марта.

Всё это я рассказал не для того, чтобы ущучить генерала Шатилова. В конце концов над книгой работали, кроме него, два редактора, которые должны были заметить путаницу в названиях. Нам же эти подробности интересны как дополнительные детали из военной истории Старой Руссы.

Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА