Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Большие перемены

О физике и лирике в жизни педагога Петра ВОЛКОВА

Профессиональный путь заслуженного учителя РСФСР, почётного гражданина Великого Новгорода Петра Васильевича Волкова можно разделить на два этапа. Сначала он создавал идеальную школу, а потом — вуз, в котором хотел готовить совершенных учителей для совершенных школ. Накануне Дня знаний корреспондент «НВ» поговорила с Петром Васильевичем о том, из чего складывается авторитет преподавателя, откуда берутся талантливые ученики и можно ли научить ребёнка любви... к физике?

Школа-автомат

Учительскую закалку Пётр Васильевич проявил с первых же минут нашего общения. Первым вопросы начал задавать он. Скорее всего для того, чтобы прощупать, с каким материалом ему придётся иметь дело. Спрашивал с вступлением, обнадёживающим, пожалуй, любого ученика: «А как вы думаете...». Мои предположения внимательно выслушивал, хотя, наверное, уже знал их наперёд, а потом озвучивал правильный ответ:

— А как вы думаете, Анечка, может ли учитель за две-три минуты проверить, как класс, состоящий из 36 учеников, усвоил урок? Сомневаетесь? А вот и зря. Может.

В далёком 1965-м году вся страна через «Учительскую газету» узнаёт об автоматизированном кабинете физики школы № 8 Новгорода. Её директором совсем недавно был назначен Пётр Волков, которому исполнилось всего-то 34 года. А до этого он больше десяти лет в её стенах преподавал физику.

В автоматизированном классе у каждого ученика имелся свой пульт, который был соединён с пультом учителя. Выполняя тестовые задания, которые тогда назывались «программированные», ребёнок с помощью устройства давал свой вариант ответа на вопросы, касавшиеся только что пройденной темы. Благодаря электрической конструкции на лист бумаги сразу выводились результаты опроса. И учителю становилось понятно за несколько минут, сколько детей ответило неверно и кто конкретно. Самое примечательное, что машина по проверке знаний была разработана самим Волковым и его способными учениками. Их кружок так и окрестил «моё конструкторское бюро».

— Физика и математика — это специфические предметы. В учебниках изложение последующей темы неразрывно связано с предыдущей. Если ученик не понял первую, то не поймёт и следующую. Незнание нарастает, пропадает интерес к предмету, дети нарушают дисциплину. Хорошо составленные тестовые знания помогли частично снять проблему неуспеваемости, — рассказывает он.

На огонёк к Волкову

Его «конструкторское бюро» ещё в 60-м году на 1-м Всероссийском съезде учителей в Кремлёвском Дворце съездов представило несколько оригинальных приборов. К слову, на той выставке только четыре школы получили это право: две московские, ленинградская и новгородская. Что показали юные физики из города на Волхове? Автомат подачи звонков, автомат продажи тетрадей и карманный транзисторный радиоприёмник. В то время для подростков он был желанным не меньше, чем для современных тинейджеров навороченный айфон. Со всей страны в письмах ему стали приходить просьбы поделиться схемами устройств.

Был ли Пётр Васильевич строг к своим ученикам? Не без этого. Но двоечников у него никогда не было. Всегда давал шанс исправить «неуд». Свет в кабинете физики у Волкова горел до поздней ночи. Вместе со своими вундеркиндами, многие из которых впоследствии стали докторами и кандидатами наук, он придумывал очередную конструкцию.

— Ученики школы знали, если дома не получается решить задачу, то можно подойти в мой кабинет. Кому-нибудь из своих вундеркиндов я поручал с этим учеником позаниматься и объяснить решение задачи. На уроке не спрашивал тех, кто предупреждал меня до звонка, что не смог выучить материал по какой-то веской причине, например, в семье случилось что-то неприятное, — объяснял он свою методику воспитания и образования.

На вечное хранение13deti

Надо сказать, что восьмая школа не относилась к простым. В ней учились дети членов исполкома и обкома. И многие начальники хотели доверить своих детей только её педагогам. Впрочем, элитарность накладывала и ответственность.

В 1964 году было принято постановление ЦК КПСС и правительства о том, что в школах необходимо применять технические средства обучения (ТСО). В советское время, прежде чем внедрить что-то новое, проводился эксперимент в специально выбранных школах. Ею и стала восьмая, заслужившая репутацию передовой. Кроме того, в апреле 1967 года в Новгороде было решено провести Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблеме использования ТСО.

— Я понимал, что учитель будет применять технические средства только тогда, когда он будет обучен грамотному пользованию техникой, когда он психологически будет подготовлен. Практика показывала, что своеобразный синдром боязни данных средств наблюдался у учителей-женщин. Требовалось их обучить грамотно пользоваться кинопроектором, графопроектором, диапроектором, магнитофоном, — вспоминает Пётр Васильевич. — С оборудованием классов помогал шефствующий над школой полупроводниковый завод.

Между тем успех школы только её технической новороченностью заслуженный учитель не спешит объяснять. В 60-х, будучи молодым директором, он сумел поднять родительскую общественность, убедил педагогический коллектив заниматься с детьми и во внеурочное время, помог сформироваться ученическому самоуправлению. Тот памятный учебный год школа закончила без второгодников. В ноябре 1967 года первый секретарь обкома Антонов вручит школе Красное знамя на вечное хранение, а Волкову предложит перейти на работу в Новгородский пединститут, чтобы возглавить кафедру физики. Учитель уходить из школы не хотел. Но возражать было не принято.

От мела — к телецентру и назад

— К ЕГЭ я отношусь отрицательно. Представьте, я принимаю экзамен на поступление в педагогический институт у сельского мальчишки. На первый вопрос он мне отвечает, а задачу проваливает. Преподаватель без души, чиновник, система его тут же отсеивают. А я начинаю его спрашивать по всей теме. И понимаю, что голова у него работает. Но он не виноват, что в деревне его не научили. И в вуз я его с тройкой зачисляю, – скажет Пётр Васильевич, уже как бывший ректор вуза.

В 79-м году, когда было завершено строительство нового учебного корпуса для института, необходимо было подумать над его начинкой. У Волкова появилась амбициозная идея, к которой, кстати, многие отнеслись со скепсисом, — создать учебное телевидение. Как он считал, нельзя готовить будущих учителей только лишь с помощью мела, тряпки и доски.

Новгородский вуз оказался первым среди пединститутов России, у которого появился свой телецентр. Там монтировались передачи об учительской профессии, создавались в качестве учебного пособия фильмы об уроках физики самых лучших в области учителей. Лекционная аудитория методики преподавания физики была оборудована по типу школьного физического кабинета... Увы, уже давным-давно ничего из этого не сохранилось. В августе 88-го года по состоянию здоровья он покинет свой пост.

Кажется, Отто фон Бисмарку принадлежит афоризм о том, что войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. В их силах и возможностях — заложить в детские головы и души стремление к знаниям и правильным ценностям. Не сделают они этого вовремя, и целое государство в скором будущем потерпит фиаско. В истории родного отечества подобный сюжет один из последних.

Волков уверен: не может быть так, чтобы в профессию учителя шли случайные люди, как выразился Волков, «урокодатели, которые после занятия шапку в охапку и бегом из класса»:

— Учитель должен собирать вокруг себя талантливых учеников, заниматься внеклассной работой. А теперь скажите мне, Анечка, как в институте сельского хозяйства можно приобрести профессию педагога? – снова мне в учительском тоне задал вопрос Пётр Васильевич.

Я растерянно пожала плечами, как не подготовившаяся ученица, и ответила: мол, наверху виднее, в каком направлении выстраивать систему образования. А он серьёзно скажет: «Настоящее обучение на учителя может быть только в педагогическом институте. И его требуется возродить в Новгороде, на его прежнем месте в Антоново, а ещё требуется найти ему руководителя такого же, как я. Я-то знал, как учить учителя, и делал это как следует».

* * *

Первого сентября он обязательно позвонит в восьмую школу, поздравит её учителей с началом нового учебного года и поблагодарит их за то, что они продолжают оставаться верными своему делу. Одному из самых благородных на этом свете.

Фото Владимира БОГДАНОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 17.07.2024 года

РЕКЛАМА