Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Не за славу, не за плату

Заслуженному врачу России Павлу Дуке — 60 лет

Павел ДУКА приехал в Боровичи в 1983 году по направлению после окончания Ленинградского педиатрического медицинского института. Вскоре был назначен заведующим педиатрическим отделением детской поликлиники. С 1985 по 1988 год он — заместитель главного врача по детству и родовспоможению. С 1988 по 2007 год — главврач медсанчасти комбината огнеупоров. С 2007 года — главный врач Боровичской ЦРБ.

— Павел Семёнович, скажите честно, вам нравится быть главврачом, не хотели бы остаться просто доктором?

— Я хотел быть только врачом, хотел лечить больных. Не было у меня мыслей быть администратором. Для меня явилось полной неожиданностью, когда после интернатуры меня поставили на административную работу. Сперва заведующим педиатрическим отделением в поликлинике, а потом, через полтора года, сделали заместителем главврача по детству и родовспоможению. Это высокая должность, на неё совершенно справедливо претендовало много маститых докторов, но выбрали меня. Так сложилась судьба. Будучи только врачом, я практиковал УЗИ, и мне это было очень интересно. А здесь мне просто некогда этим заниматься. Хотелось бы сесть и заняться больными. Хотя и здесь прямо или косвенно я сталкиваюсь с болезнью и больными, приходится в чём-то разбираться. Но главным образом я — организатор, организовывать работу лечебного учреждения тоже кому-то надо.

— А как вы вообще выбрали профессию врача. Это — семейное?

— Нет, я — первый медик в роду. Моя мама — простая рабочая, поднимала меня без отца. Быть врачом — мечта с детства. Не знаю, почему засела мне в голову эта мысль. Лечил животных, много читал книг о врачах. Книги меня всё ближе и ближе подводили к этой профессии.

Не скажу, что это было просто. Родился я в Белгородской области, в селе. После восьмого класса поступил в Белгородское медицинское училище. С отличием его закончил. Затем три года поступал в мединститут. Раньше поступить туда было очень сложно — огромные конкурсы. С третьего раза всё же поступил.

— Вы довольно упрямы. После двух провалов можно было бы опустить руки и забить на свою мечту...

— Да, я был упрямым. С детства знал, что буду врачом, и стал им. Конечно, после первого провала были разочарование, отчаяние. Но после второй попытки я знал, что есть и третья, и четвёртая... С третьего раза поступил. Я хотел учиться именно в Ленинграде. Там получаешь не только медицинское образование, но и культурное, духовное. Я, мальчик из села, узнал, что такое опера, что такое балет, что такое Мариинский театр. С удовольствием учился и даже и сегодня продолжаю приезжать, теперь уже в Санкт-Петербург, на отдых. Это мой любимый город.

— А Боровичи?

— Это мой второй родной город. В Ленинграде, в институте, я познакомился со своей женой, боровичанкой. После окончания института получил направление в её родной город. И вот уже 35 лет мы вместе.

— Павел Семёнович, ваша супруга — тоже врач. Каково это — жить под одной крышей двум врачам?

— Благодаря тому, что мы оба — врачи, ко многим моментам относимся с пониманием. С другой стороны, эта профессия не оставляет тебя нигде. Ты дома продолжаешь говорить о больных, на работе этим занят. Трудно сказать, как бы я ужился с человеком другой профессии. С актрисой точно бы не ужился.

— За эти годы не разочаровались в медицине?

— Всякое бывает, как и везде. Бывают сложные периоды. В 90-е особенно было сложно. Но я больше ничего делать не смогу, да и не хочу. Я люблю людей, люблю им помогать. Это не пафос. Это действительно так.

— Скажите, медик тех лет от медика нынешнего отличается?

— Отличается. Мы с коллегами, с которыми заканчивали вместе институт, с которыми работаем, часто об этом рассуждаем. И, к сожалению, констатируем, что в советские времена видели медицину другую, более человечную. Эта медицина не была хозрасчётной отраслью, она не была сферой услуг. Профессия врача была почитаемая. А сегодня, когда встали на хозрасчёт, когда имеем госзадание, мы зажаты в финансовых рамках.22med

— Вот эти новые условия как формируют личность врача?

— Молодое поколение врачей уже по-другому относится к больным, к сожалению. Есть, конечно, врачи милосердные, но в большинстве своём нынешнее поколение прагматично. Оно хочет в этой жизни, чтобы всего было много и сразу; оно не привыкло ждать, как мы... Мы приезжали по направлению и, в общем-то, никаких условий перед руководством не ставили. Знали, что надо прежде проявить себя, показать, что можешь лечить людей, и только во вторую очередь — зарабатывать деньги. Сама профессия предполагает, что ты должен лечить, а все остальное — потом. Но, может быть, они в чём-то правы...

— То есть молодое поколение врачей, на ваш взгляд, пришло в профессию, чтобы зарабатывать деньги? Задаю вопрос, потому что иной раз мурашки по спине пробегают после общения с некоторыми представителями вашей профессии...

— По-разному. Большинство молодых докторов, которые приехали к нам после новгородского института или тверского, — это специалисты, у которых горят глаза, работает голова, и они хотят работать для больного. Это Андрей Шарков, Сергей и Елена Друговы... Это замечательные врачи, на которых можно положиться. Нельзя всех мерить одним мерилом.

Вы спросили — из-за денег ли они идут в медицину? А я считаю, что и сегодня профессия врача недооценена, малооплачиваемая. Средняя зарплата в 40 тысяч рублей достаётся тяжким трудом. Надо провести не менее шести дежурств в больнице, то есть неделю надо прожить в больнице. А кто-то дежурит по 11—12 часов...

Профессия не престижна в плане денежном. Всё-таки изначально людьми движет призвание. А потом уже кто остаётся в профессии, тот остаётся. Многие отсеиваются. Наверное, это и правильно. Потому что врач троечный — это обезьяна с гранатой, бомба замедленного действия.

— Что врачам чаще приходится слышать — слова благодарности или наоборот?

— Скорее — наоборот. Особенно когда с утра делаешь обход... Мы понимаем, что больной, может быть, не спал от боли. Понятно, больные раздражены. Многие умеют держать себя в рамках, быть корректными, понимают, что врач — тоже человек. А кто-то с утра нахамит, и врач может быть выбит из колеи. Средний возраст врача в Боровичах — 53 года, и каждый имеет груз своих болячек, своих проблем. Если ему с утра испортили настроение, подняли давление, сами понимаете, какой он работник.

Большинство больных индифферентны. Но когда звонит бабушка 93 лет и говорит: «Передайте, пожалуйста, докторам Осиповой и Друговой от меня большое спасибо. Меня принесли на носилках, а ушла я своими ногами». Эти слова дорогого стоят! Они вдохновляют, и уже стараешься не обращать внимания ни на хамов, ни на вечных жалобщиков, ни на нахалов. Хороших людей всё-таки значительно больше.

— Это правда, что нынешние врачи клятву Гиппократа не дают?

— Вы знаете, не давали и мы клятву Гиппократа. У больных есть глубокое заблуждение, что врач даёт клятву Гиппократа. Мы давали клятву врача СССР. Присяга врача, она и есть присяга. А остальное уже зависит от личности врача.

— Существует еще одно расхожее мнение: хороший врач не может болеть. Что скажете на это?

— Врач — такой же человек и так же подвержен заболеваниям. Он живёт в той же среде, дышит тем же воздухом. Но, смотрите, в любую эпидемию, когда все поголовно болеют, поликлиника или больница на карантин не закрываются. Врачи или медицинская сестра работают каждый день. Оставляют свой пост, когда валятся с высокой температурой, когда уже физически не могут работать. А так все приходят — больные и здоровые — исполняют свой долг врача.

Врачи часто болезни переносят на ногах. Поэтому подходят к определённому возрасту с кучей хронических болезней. Требовать с врача абсолютного здоровья — это неправильно.

— Скажите, чего не хватает нашей медицине?

— Нужно обществу повернуться к медицине не как к сфере услуг. Мы — не Дом быта. А во-вторых, всегда не хватало — и сегодня особенно — финансирования. Медицина не может финансироваться по остаточному принципу. К сожалению, пока так остаётся.

— Жизнь удалась?

— Знаете, у меня замечательные коллеги, с которыми я дружу, которыми горжусь. Это люди, которые всецело отдали себя больнице, не ушли в 90-е годы. Успехи больницы — это успехи прежде всего их. Им мало даётся почестей, какие они заслуживают, но, тем не менее, они работают. Я горжусь, что меня с ними свела судьба, что они остались в медицине. Что они остались в Боровичах.

Фото автора и из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА