Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Объединяя усилия

 На вопросы «НВ» отвечает руководитель департамента здравоохранения Новгородской области Галина МИХАЙЛОВА

— Галина Васильевна, День медицинского работника — это дата, веха, какие-то итоги. Назовите наиболее яркие события последнего времени.

— Одно из серьезных достижений — создание в Великом Новгороде Центра реабилитации пациентов после перенесенных заболеваний. Это большой прорыв для нас, потому что выписка пациента из стационара зачастую означает лишь начало долгого пути к максимальному выздоровлению. Реабилитации многие годы не хватало российскому здравоохранению, теперь этому уделяется пристальное внимание.

Другое большое достижение — получение лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи онкологическим диспансером. Целый ряд видов лечения теперь доступен новгородцам без необходимости выезда в федеральные центры. Этому тоже предшествовала длительная процедура. Нужно было и радиологический корпус построить, и оснастить его, и специалистов обучить. Наличие лицензии дает нам право на федеральную поддержку. Значительно увеличивается число пациентов, которым помощь оказывается в кратчайшие сроки.

Кроме того, мы получили лицензию на оказание помощи детям, рожденным значительно раньше положенного срока. В Новгородской области вообще сильная акушерская служба, недаром двое из пяти победителей регионального этапа конкурса «Лучший врач года» — акушеры-гинекологи.

— Нередко приходится читать в соцсетях про ситуации, вызывающие недовольство со стороны пациентов. Что вы как руководитель отрасли порекомендуете делать в таких случаях?

— Давайте подробно разберем этот вопрос. Зачастую сложности возникают на уровне регистратуры: трудно дозвониться до оператора, чтобы вызвать врача на дом или записаться на прием. Причиной недовольства бывают и межличностные конфликты. Трудно сказать, кто чаще проявляет неуважение — работник регистратуры или посетитель. Культура пребывания в медицинском учреждении — такого понятия пока еще в нашей жизни нет. Мы приходим требовать срочной помощи, внимания, сочувствия. И конкретный сотрудник оказывается ответчиком перед гражданином за все: за переполненный автобус и неурядицы в семье, за очередь, которую пришлось гражданину высидеть, за дороговизну или отсутствие лекарства в аптеке; за то, что болит «вот здесь», и за то, что не относится врач, как хотелось бы…

С другой стороны, совершенно необходимо повышать коммуникативные навыки и наших сотрудников. Каждый, от санитарки и гардеробщика, должен приветливость и стрессоустойчивость сделать своими рабочими компетенциями. Об этом нужно заботиться главному врачу, организуя обучение и тренинги для коллектива.

— И все-таки запись на прием — это тема актуальная, регулярно вызывает общественные дискуссии…

— По поводу записи на прием должна сказать отдельно. Сейчас специалисты разрабатывают программу, с введением которой будет снята напряженность в работе сервиса записи на прием к врачу. Уже увеличен до 10 человек и штат сотрудников колл-центра Великого Новгорода. Помимо основного номера 76-56-38, введен дополнительный — 61-82-02. Кроме того, во всех детских поликлиниках работают окна записи на прием к врачам по личному обращению граждан. 50% времени работы врача открыты для самозаписи в Интернете.

— Еще одно «слабое звено» — споры вокруг необходимости иметь при себе, когда идешь к врачу, полис обязательного медицинского страхования. Неужели это не очевидно?

— Увы, некоторые люди весьма легкомысленно к этому относятся. Приходят на прием и говорят: «Не нашел, забыл». Только наличие полиса ОМС обеспечивает выполнение всех обязательств программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Гарантом выступает страховая компания — проводник и защитник прав пациента в мире медицинской помощи. Именно там, помимо медицинской организации, застрахованный может получить консультацию по бесплатным лекарственным препаратам или по срокам ожидания плановой помощи.

Первый человек, к которому нужно обратиться для разъяснений или в случае конфликтной ситуации в учреждении, — заведующий отделением. Если взаимопонимания не найдено, обращайтесь к руководителю поликлиники или главному врачу больницы. Поверьте, в большинстве случаев это гораздо эффективнее и оперативнее, чем писать жалобы в департамент и выше.

Кандидат на участие в областной программе по приобретению жилья  медработниками Елена Иванченко переехала в Великий Новгород из Якутии.  Работает педиатром в детской поликлинике № 2

— Что предпринимается для решения кадровых проблем в новгородском здравоохранении?

— Да, пока существует кадровый дефицит, а сегодня нам не хватает 163 врачей, приходится признать, что избежать сложностей не удастся. Минздрав планирует, что начиная с 2017 года на шестом курсе института студенты будут гораздо больше времени уделять практической работе, а по окончании вуза — приступать к работе в поликлиниках. Обучение в ординатуре станет возможным лишь после трех лет работы в амбулаторном звене.

В нашем регионе есть и то, чего нет у других — единовременная выплата из областного бюджета в 500 тысяч рублей специалистам особо востребованных специальностей на приобретение жилья. Кстати, в районах трудностей с первичным звеном нет благодаря программе «Земский доктор». А недавно наш департамент направил в Минздрав предложение создать федеральную программу поддержки фельдшеров на селе. Предлагаемые льготы, заработная плата в отрасли, условия труда — все это регламентировано федеральными и региональными законами так же, как регламентированы протоколы и стандарты лечения пациентов.

В мае нас посетила представитель департамента Минздрава, курирующего кадровую работу регионов, Ирина Купеева. Она отметила наш опыт сотрудничества с институтом медицинского образования НовГУ. Договоры на обучение, которые заключают медицинские организации с будущими студентами и ординаторами, с одной стороны, дают больше шансов на поступление и материальную поддержку, с другой — повышают шансы учреждения получить через некоторое время специалиста необходимого профиля. В этом году по специальности «Лечебное дело» выпускаются 130 человек, 68 из них — новгородцы. 52 человека уже заключили договоры с государственными учреждениями здравоохранения Новгородской области и приступят к работе после окончания интернатуры и ординатуры. За этими цифрами — скрупулезная работа кадровой службы департамента совместно с руководителями на местах и университетом.

— А не проще было бы вернуть практику советских лет — распределение выпускников после учебы? Получил профессию за счет государства — отработай какое-то количество лет там, где нужен...

— Я сама приехала в Новгород по распределению. Возможно, это и было эффективно и снимало проблемы кадрового голода в стране, но были другие сложности. И хотя сейчас многие видные деятели здравоохранения вспоминают советскую систему отрасли как лучшую, а некоторые страны пытаются ее воспроизводить, нельзя забывать, что мы живем уже в совершенно другой стране, и слепо копировать хорошее старое.

Сегодня нам представляется эффективным путь заключения договоров, по нему мы идем, надеясь, что и администрации на местах будут активнее подключаться к вопросу организации медицинской помощи жителям. Здесь я хотела бы особо поблагодарить глав Боровичского, Любытинского, Маловишерского, Хвойнинского и Чудовского районов, где врачам предоставляется жилье.

— Галина Васильевна, как оценивается сегодня уровень квалификации специалиста? Кто контролирует знания врача?

— Сегодня подтверждением квалификации специалиста служит сертификат, который он получает каждые пять лет после прохождения курсов усовершенствования и экзамена. Кадровые службы медицинских организаций пристально за этим следят. Специалист с «просроченным» сертификатом к работе не допускается. Аккредитация выпускников институтов и специалистов практического здравоохранения — то новое, что постепенно вводится в России и позволит в дальнейшем непрерывно повышать их квалификацию.

Первыми по новой системе оценку своим знаниям получат выпускники ИМО — стоматологи и провизоры. Пристальное внимание уделяется именно практической составляющей знаний аккредитуемого. Здесь важен и момент соучастия именно общественных организаций, именно практиков — они не только оценивают коллегу, но и в какой-то степени берут на себя ответственность за его допуск к практической работе. Головное учреждение, разрабатывающее новую систему, — национальный центр аккредитации специалистов здравоохранения — Первый МГМУ имени Сеченова. Методологическое сопровождение аккредитации будет возложено на экспертно-методические окружные центры. Также Минздрав планирует создать единый регистр специалистов с медицинским образованием. Часть сведений (полученное образование, пройденные курсы усовершенствования и пр.) будет находиться в свободном доступе и послужит дополнительным источником информации при выборе пациентом лечащего врача.

— Какие задачи наиболее остро стоят сейчас перед департаментом? Каковы приоритеты в работе отрасли?

— Наша первоочередная задача — реализовывать мероприятия, направленные на повышение демографических показателей. Доклад ведомства по этой теме размещен на сайте Правительства Новгородской области. Одним из приоритетных направлений является и поддержание обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами. У нас в области проживают 20 194 федеральных льготника и 22 865 — региональных. Каждый из них нуждается в своевременном обеспечении рецепта, стоимость которого колеблется от десятков рублей до десятков тысяч. Это огромный пласт работы.

Помимо текущей деятельности по обеспечению работы амбулаторно-поликлинической службы, стационаров, организации экстренной помощи есть проекты, которые мы реализуем постепенно. Один из них — строительство поликлиники в Любытине. Вот-вот состоится ее открытие, что значительно улучшит качество и доступность медицинской помощи для жителей целого района. На очереди — строительство нескольких фельдшерско-акушерских пунктов, работаем над проектом строительства поликлиники в Панковке, реализуем масштабный проект — создание в Старой Руссе реабилитационного центра на базе Царицынского источника. Все это непростые, долгосрочные проекты, которые должны быть осуществлены.

— Галина Васильевна, в канун профессионального праздника о чем бы хотелось сказать коллегам?

— В мае Минздрав представил проект кодекса профессиональной этики работников системы здравоохранения РФ. Большинство, если не все конфликтные ситуации, и с коллегами, и с пациентами, разрешаются или не возникают, если следовать его правилам. Новый кодекс дает нам более четкие принципы действий в различных ситуациях и в целом в работе.

И главное! Желаю всем работникам системы здравоохранения крепкого здоровья, профессионального роста и семейного благополучия — всего того, что наполняет жизнь каждого из нас радостью и готовностью приносить пользу людям. Благодарю каждого за стремление к достижению нашей общей цели — оказанию качественной и своевременной медицинской помощи жителям и гостям Новгородской области. С праздником!

Фото Владимира Малыгина

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА