Архивисту полагается чувствовать себя пограничником
Государственный архив новейшей истории Новгородской области отметил 70-летний юбилей. Усилиями нескольких поколений его специалистов создан информационный потенциал, востребованный при изучении истории региона в советское и постсоветское время.
О том, какие темы интересны современным исследователям, почему архивист обязан обеспечивать конфиденциальность, как формируются фонды архива, «НВ» беседует с заведующим отделом использования документов ГАНИНО Валерием КОЛОТУШКИНЫМ.
– Валерий Геннадьевич, сегодня архив стал более открытыми, чем в советские годы. А как происходит снятие с его документов грифа секретности? И какие это документы?
– Это документы различного происхождения, например, созданные в кадровом делопроизводстве органов КПСС. Такова была практика советского времени. В настоящее время все документы с грифом рассекречиваются в плановом порядке: часть из них архив отбирает сам, часть -- по заявлению пользователей. Процедура снятия секретности подразумевает, что надо прийти в архив и написать заявление. Далее документы рассматривает межведомственная комиссия. Акты о рассекречивании подписывает губернатор Новгородской области. Сложно ответить, когда все документы будут освобождены от грифа – это зависит от интенсивности работы по рассекречиванию.
– Между тем в архивах должны иметься документы, что называется, не для всех.
– Ограничение доступа к некоторым документам -- общемировая практика, вполне нормальная для архивной службы. Особенно это актуально для архивов новейшей истории. В них хранится значительный массив конфиденциальной информации, то есть данные о личной жизни конкретных людей. И она не может выноситься на публичное обсуждение, для такой информации законодательство устанавливает ограничение доступа на 75, а в некоторых случаях – на 100 лет. При выдаче архивных дел в читальный зал, публикации документов архивист всегда должен предвидеть риски, к которым может принести обнародование информации. Кроме того, он соотносит состав заказанных документов с заявленной темой исследования, чтобы помочь пользователю не утонуть во множестве документов и вовремя откорректировать поиск. Какой вред может принести пренебрежение принципом осторожного отношения к информации, можно наблюдать в ряде государств, где происходит осуждение их недавнего прошлого. То, что раньше считалось приемлемым и даже героическим, порицается. В результате подобного переосмысления могут пострадать обыкновенные люди. Надо понимать, что информация -- это оружие, и в современном мире оно -- одно из самых эффективных и опасных.
– По данным ГАНИНО, какие исторические темы сегодня привлекают внимание исследователей?
– В нашем архиве, помимо историков и краеведов, работают и студенты, и пенсионеры. Старшее поколение в основном интересуется своей личной историей -- ищут информацию о своих корнях, о людях, связанных каким-то образом с их семьями. К нам приезжают специалисты из разных регионов. Так или иначе, для исследователя, увлечённого советской историей, поход в наш архив неизбежен. А темы исследований различны: о повседневной жизни, об истории промышленных предприятий, спорта, пионерского движения. В последнее время стала популярна тема братских отношений между городами, странами. С 1960-х годов Новгородская область активно развивала дружественные связи, происходил обмен делегациями, проводились совместные мероприятия. Интересно узнать, как была налажена эта работа, например, какую программу готовили новгородцы к визиту гостей.
– А можете назвать темы, которые станут перспективными?
– Совершенно новый пласт информации для исследователя открывается, когда снимается ограничение на доступ к конфиденциальным сведениям 75-летней давности. В ближайшее время ими станут данные, относящиеся к началу Великой Отечественной войны. Можно будет ознакомиться с личными делами членов Коммунистической партии. И тогда на события можно будет посмотреть через истории людей.
– Как происходит пополнение фондов архива? Не каждая бумага может в итоге оказаться документом, который достоин сохранения.
– В архивной службе области действуют экспертные комиссии, которые отбирают документы на постоянное хранение, строго руководствуясь действующими правилами и законодательством. Прошедшее время делает интересным для нас даже те документы, которые в свое время были обычным атрибутом повседневности. Так, в архиве находится фонд коллекционера Всеволода Ивановича Тутова, участника Великой Отечественной войны. Среди документов фонда – талоны, по которым он, будучи на фронте, переводил деньги родителям. Многие видели эти документы в годы войны, но немногие сохранили их и сдали в архив. В ГАНИНО, кстати, хранится 24 фонда личного происхождения. Они поступили к нам от людей, как правило, занимавшихся и занимающихся рукописным трудом: журналистов, писателей, ученых. При первоначальном рассмотрении сдаваемых документов архивисты предполагают, насколько новый фонд будет интересен будущим исследователям. Сдача личного архива на государственное хранение – самый надёжный способ сберечь своё документальное наследие для истории.