Среда, 17 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Кайф исправления

Вас тут грамотно разговаривать не учили? - Спрашивает Ксения ТУРКОВА, кандидат филологических наук

«Твои, которые к орфографии парней в сообщениях не придирались, уже давно замуж повыскакивали, а ты что? Ну, давай, жди своего грамотея», — говорила мама одной моей знакомой. Я сразу вспомнила и свою маму, и себя лет в 18—20, утверждающую, что не смогу полюбить даже самого прекрасного принца, если он не знает, что такое деепричастие.

Еще в детстве я, начитавшись книг о русском языке из дедушкиной библиотеки, с упоением исправляла взрослых. Особенно мне нравилась потрепанная, с зеленой обложкой, книга Бориса Тимофеева «Как правильно?».

Оттуда я черпала рекомендации, как именно исправлять окружающих.

Впрочем, довольно скоро я поняла, что нравится это далеко не всем. А исправление ошибок может навредить не только устройству личной жизни. Сейчас публичные замечания тем, кто о них совсем не просил, заставляют меня поморщиться и кажутся проявлением высокомерия. Кто-то из лингвистов в интервью мне сказал, что это сродни грязи на чужих ботинках — на нее не принято указывать пальцем и громко обращать внимание.

Но пишу я это, вся такая толерантная, и думаю: ведь бывают же случаи, когда удержаться от реплики крайне сложно! И даже если ты произносишь ее вслух, негодуешь внутренне и стискиваешь зубы.

Исправления бывают разные.

Есть упреждающие, как, например, надпись, которую я видела в одной из киевских кофеен: эспрессо — 10 гривен, эКспрессо — 20. Никому не обидно, но сразу все ясно.

Другой тип исправлений — включение режима «как ни в чем не бывало». Спрашивает тебя официант: «Вам большой латтЕ?». А ты ему: «Нет, мне средний лАтте». И улыбаешься мило. Попадаются, правда, довольно упрямые экземпляры — начинают еще раз переспрашивать именно со своим вариантом, чтобы последнее слово осталось за ними. Но именно этот метод исправления рекомендует практиковать главный редактор Грамоты.ру Владимир Пахомов. Непротивление орфоэпическому злу насилием.

Третий тип — исправление агрессивное. Перебить, оборвать мысль, указав: «Вот только не мусоропрОвод, а мусоропровод». Или в банке, в ЖЭКе, в магазине: «Вас тут грамотно разговаривать не учили?». Или в фейсбуке: «Сначала писать правильно научись, а потом в спор лезь».

Любопытно, что этот тип исправлений, как правило, практикует тот, кто сам не святой и иногда, расслабившись, может написать «мое день рождение» или согрешить «диспАнсером». Особый кайф для таких исправителей — указать на ошибку лингвисту. Расслабиться в соцсетях может — и имеет право! — каждый. Но борцы за чистоту языка тут как тут: упустил лингвист запятую — пусть получает.

Автор научных работ по лингвосемиотике, лингвист Ксения Кнорре рассказывает, что часто при этом исправляют с правильного на неправильное: «У меня бывают случаи, когда меня поправляют, причём довольно часто это делают в тех случаях, когда я как раз говорю или пишу правильно — например, я говорю «по средАм», что с точки зрения словарей правильнее, но меня регулярно поправляют. То же самое происходит, когда я пишу «в то время как» или «для того чтобы», «вместо того чтобы» без запятых. Мало кому доставляет удовольствие, когда ему указывают на ошибку, но если замечание ошибочно, то вдвойне обидно. Так, например, я сильно удивилась, когда в пресс-службе московских библиотек молодой служащий на мой вопрос о судьбе запроса, который, как я сказала, я послала в письме, весело ответил, что послать можно только на три буквы, а письма отправляют. Что, как вы понимаете, неправда — а если это шутка, то шутка хамоватая. И это ещё одна причина, по которой я стараюсь не поправлять других людей: а вдруг я сама чего-то не знаю?».

Ошибки в речи окружающих становятся для нас своеобразным экзаменом на толерантность: встретим ли мы человека по словесной «одежке» или заметим за «мусоропрОводом» и «одеть платье» какие-то другие качества? Промолчим или, довольные собой, бомбардируем замечаниями?

Впрочем, есть и другая сторона. Иногда говорящий, желая угодить более высокому по должности, но менее грамотному собеседнику, начинает повторять за ним ошибки. Делать это из желания угодить — ошибка гораздо более серьезная, чем просто речевая. Как быть? У каждого своя тактика. Но в голове на всякий случай лучше всего держать стишок:

Как постоянному клиенту травмпункт рекомендует вам
чуть-чуть поменьше придираться к чужим словам.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Автомагазин Александра Яковлева обеспечивает жителей более 70 деревень товарами первой необходимости

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА