Непросто пенсионеру остаться при деле, - полагает Анна МЕЛЬНИКОВА, обозреватель газеты «Новгородские ведомости»
Специалист Солецкого комплексного центра социального обслуживания населения (СКЦСОН) Виталий ИЛЛАРИОНОВ, человек интеллигентно-утончённого вида средних лет, начинает издалека, да вдруг бьёт наотмашь: российские мужчины XXI века теряют главенствующее положение в семье! Спорно. Но у него имеются железные аргументы.
Вот уже десять лет, как Илларионов живёт в деревне Песочки. Сюда на постоянное место жительство перебрался с семьей из Санкт-Петербурга. И ему про деревенское бытьё рассказывать не надо. Это дачникам на берегах Шелони — лепота, а местным, давно лишившимся работы на единственном здесь производстве, которое когда-то славилось выпуском клеточной пушнины, не до пейзажей и закатов — махнули на себя рукой. У пожилых ещё трагичнее — как в известном советском телеспектакле с участием Фаины Раневской и Ростислава Плятта: «А дальше — тишина». И такая ситуация, к слову, во многих новгородских деревнях.
Собственно, проникнутый таким печальным настроением Виталий Николаевич вместе с другими сотрудниками солецкого Центра и написали проект помощи, проект-SOS для тех, кому «далеко за...». И конкретно — для мужчин. Женщины способны самостоятельно занять себя вышивкой там, вязанием, выращиванием цветов на клумбах, огородничеством. А сильный пол в самоорганизации и самозанятости после выхода на пенсию даёт слабину. Его, бывает, ой как тяжело растормошить, а отсюда — болячки, уныние и преждевременная смерть. Вот тебе и гендерное неравенство, и половая дискриминация со стороны дам.
Проект назвали оптимистично: «Дед,ОК». А поскольку любая идея хочет материального подкрепления, программа (дословно) «по выстраиванию стратегии радостного долголетия» была отправлена на конкурс «Активное поколение» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. И вот на адрес солецкой социальной службы пару недель назад пришло сообщение — её коллектив выиграл грант в размере 75 тысяч рублей. В общем-то, невесть какие деньги, но и на них можно многое сделать, уверен Илларионов.
Во всяком случае, он рассчитывает обустроить ремесленную мастерскую для мужчин старшего возраста. Впрочем, тут же дополняет, примут в артель и мужчин, не перешагнувших пенсионный рубеж. Было бы желание трудиться всем вместе. Суть в том, чтобы создать команду. И для хорошего дела.
— Цель проекта — занятость, здоровый образ жизни, общение с ровесниками. Проект должен охватить пожилых мужчин нескольких деревень Выбитского поселения. Многие замыкаются в себе. В мастерской они получат простые навыки изготовления деревянных изделий и их росписи. Проект направлен на то, чтобы их жизнь стала более насыщенной и интересной. На перспективу проект предполагает и дополнительный заработок для ветеранов. Тематические изделия из дерева пользуются спросом на различных ярмарках, фестивалях. На средства гранта планируется приобрести оборудование для мастерской, — рассказал Виталий Николаевич.
На данный момент реализация проекта находится на стадии «глаза боятся — руки делают». Под мастерскую в Песочках выделено одноэтажное строение, служившее когда-то сельчанам клубом. И мечтает Илларионов, чтобы стало оно вскорости центром деревни. Чем-то важным будут заняты там бабушки и дедушки, рядом на детской площадке играют их внуки. В клубе проходят концерты и сельскохозяйственные ярмарки... Правда, сейчас щитовой домик, обложенный кирпичом, выглядит совсем непрезентабельно. Точнее: откровенно просит ремонта. Но вроде бы в администрации поселения обещали помочь здание восстановить.
И всё же. Искренно верит автор проекта в его способность вытащить на свет божий и увлечь выпиливанием лобзиком тех, кто много лет, образно и прямо выражаясь, лежал на печи? Вот задачка-то.
— Вопрос не в бровь, а в глаз, — отвечает Виталий Илларионов. — Мы, показывая участие людей в различных акциях, уже захлебнулись в количествах. Даже если в мастерскую придут пять человек, это уже будет показатель. Практически всех местных жителей я знаю, буду к каждому искать индивидуальный подход. А общие призывы в деревне не работают.