Государственно-частное партнёрство содействовало открытию современного медицинского центра
Первая процедура внепочечного очищения крови в региональном Центре амбулаторного гемодиализа, который разместился в полностью отремонтированном здании бывшей поликлиники НОКБ, была сделана в конце 2015 года. Клиника создана на принципах государственно-частного партнёрства: частная компания инвестировала более 150 млн. рублей в строительство и покупку оборудования, наняла персонал, а государство выкупает медицинскую услугу. Что изменилось для больных с хронической почечной недостаточностью (ХПН) после открытия ЦАГ, рассказал «НВ» его заведующий, врач-нефролог Юрий ЧАДАЕВ.
— Юрий Алексеевич, что такое гемодиализ и когда его назначают?
— Гемодиализ спасает больного тогда, когда почки уже не способны очищать кровь. Пациента подключают к аппарату «искусственная почка», через мембрану которого проходит кровь. Процедура занимает 4—5 часов, во время которых происходит очищение организма от токсичных продуктов жизнедеятельности, а также нормализуется водно-солевой баланс. Этот метод лечения назначают в терминальной стадии ХПН. И пациент вынужден получать процедуру гемодиализа пожизненно три раза в неделю. Не удалённая вовремя жидкость приводит к отёкам во внутренних органах или в головном мозге. Они-то и становятся причиной смерти.
— Какие кардинальные изменения произошли после открытия Центра?
— Самое важное, что с началом его работы в регионе исчезла очередь пациентов с ХПН, которым необходим гемодиализ. Я провожу эту процедуру с 91-го года, и проблема нехватки диализных мест в новгородских медицинских учреждениях всегда присутствовала. Этот вопрос снят с открытием ЦАГа. Работает Центр в рамках программы ОМС в соответствии с установленными тарифами, что подразумевает полностью бесплатное лечение для пациента. В настоящее время в нём лечатся 24 пациента из Великого Новгорода, Новгородского, Чудовского, Валдайского, Демянского районов. Услуга оказывается и больным из других регионов России, приезжающим в Великий Новгород. За восемь месяцев проведено более двух тысяч процедур. Главное условие, чтобы пациент был уже подготовлен к амбулаторному гемодиализу. К слову, в нашем регионе больных с ХПН к нему готовят в областной клинической больнице.
— Есть ли сейчас необходимость увеличивать мощность ЦАГа или имеющейся уже достаточно?
— Возможности Центра на данный момент рассчитаны на 60 пациентов. И заявленная мощность заложена с учётом перспективы роста данной категории больных. Надо отметить, что гемодиализ — это единственная возможность продлить жизнь человеку с ХПН. Альтернативой является лишь трансплантация почек, но существует огромное количество противопоказаний, и подходит она далеко не каждому нуждающемуся.
— И когда трансплантация почки — не выход для больного?
— При наличии серьёзных сопутствующих заболеваний, например таких, как онкология, заболевания крови или сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет. Современные технологии, применяемые в гемодиализе, позволяют увеличивать продолжительность жизни пациента на 15—20 лет. Для сравнения: оборудование, которое использовалось 15 лет назад, давало человеку в среднем 3—4 года. Тогда мы, врачи, с удивлением смотрели на тех, кому удавалось на гемодиализе прожить пять лет.
— Отечественная медицина весьма зависима от зарубежного оборудования. А как обстоят дела в вашем Центре?
— В Центре установлено 10 аппаратов «искусственная почка»: один — зарубежный, остальные — «Малахит» отечественного производства. Собираются они из импортных комплектующих и адаптированы к условиям работы в России. Их качество не уступает зарубежным аналогам.
— А какие заболевания приводят к ХПН?
— Все заболевания почек, если их не лечить, рано или поздно закончатся почечной недостаточностью. Но наиболее часто к ХПН приводят гломерулонефрит, пиелонефрит, а также поликистоз, аномалии развития мочевыводящей системы, сахарный диабет. Замечено, что от момента, когда начали колоть инсулин, до появления ХПН, как правило, проходит 20 лет. Что касается среднего возраста пациента Центра, то у нас на лечении находятся молодой человек в возрасте 18 лет и пожилая дама, которой около 70 лет.
— Что вы можете сказать о ситуации по заболеваемости ХПН в области?
— Год от года количество больных растёт. В первую очередь это связано с тем, что люди стали больше употреблять продуктов питания, в составе которых имеются токсические вещества. А кроме того, лучше стала выявляемость данной патологии. Пятнадцать-двадцать лет назад люди умирали под другими диагнозами.
— Что бы вы советовали в качестве профилактики?
— Профилактика должна быть такой же, как и при других заболеваниях. Требуется вести здоровый образ жизни, не курить, в питании предпочитать натуральные продукты и пить очищенную воду. А также советовал бы ограничивать себя в приёме лекарств, особенно тех, что на основе анальгетиков. Существует закономерность: как только человек принял килограмм анальгина, независимо от того, за какой период: за год, десять лет и т.д., у него обязательно возникнут проблемы с почками. Чтобы заболевание почек в итоге не привело к ХПН, его надо вовремя лечить.
— Профессия врача-нефролога, знающего, как проводить гемодиализ, — штучная. А какими чертами характера он должен обладать?
— В нашей работе необходимо мгновенно принимать решение, чтобы оперативно исправить ситуацию. У пациента, подключенного к аппарату, может резко подняться или, напротив, упасть давление, появиться судороги, и тогда доктору нужно принимать решение прямо здесь и сейчас, чтобы его пациент не погиб.
— Молодые специалисты, окончившие новгородский медицинский вуз, идут в нефрологию?
— Я бы сказал, что в нефрологию они не спешат. Хотя у нас работа поинтереснее будет, чем у стоматологов, которых в Великом Новгороде переизбыток. Да и реализовать себя профессионально на нашей площадке возможностей больше.
Фото Анны Мельниковой