или Об инструментах синтеза инновационных идей
Английское слово hackathon — производное от hacker и marathon. Хакатон — командный марафон по производству инновационного продукта, который длится, как правило, одни-двое суток. В Великом Новгороде такое впервые случилось в конце ноября. Инициатором стал руководитель бизнес-инкубатора НовГУ Владимир МАКАРОВ.
— Владимир Алексеевич, в чём смысл хакатона?
— По-моему, благодаря хакатону может появиться система генерации инновационных идей. Изначально, в нулевые годы, хакатоны проводили для проверки надёжности программных систем. Собирались специалисты, хакеры, и в режиме Non stop испытывали на прочность компьютерную программу.
— Кто участвовал в ноябрьском марафоне? Организуя его, какую цель вы преследовали?
— Целевой аудиторией хакатона были, конечно, студенты НовГУ, будущие программисты, радиоинженеры. Удалось сформировать шесть команд. Если бы было только две, соревновательный момент оказался бы не таким сильным. В общем-то, проводя хакатон, мне хотелось показать, а насколько наш регион инновационно активен, а также выявить таланты, которые обладают способностью выдавать инновационные идеи. Другое дело, что сами по себе эти идеи — ноль. Цениться они начинают, когда проверены. Когда есть прототипы — изделия, которые демонстрируют принципиальную реализуемость ноу-хау.
— И как? Можно говорить, что область не оскудела Кулибиными?
— Больше всего меня удивил дух творчества и соревнования, которым были охвачены участники хакатона. Марафон длился два дня, и молодых людей просто было не выгнать домой. Одни пилили ножовкой фанеру, мастерили, но робота-художника в итоге сделали. Другие были заняты созданием прототипов умных систем. Кстати, победил в хакатоне проект умной системы оповещения о несанкционированном проникновении в помещение. Сигналы о проникновении пользователю приходят на мобильный телефон в эсэмэсках. Решение данной проблемы получилось лёгким и не затратным. С этим проектом его авторы стали участниками федерального конкурса «УМНИК». Победа в нём гарантирует получение гранта в размере 500 тысяч рублей. У нас есть талантливая молодёжь, и реализовать себя она может в том числе и в Новгороде, в частности, в лаборатории системного программирования РАН.
— Уже планируете, когда проведёте следующий хакатон?
— Пока нет. Всё упирается в финансирование. Для проведения хакатона требовалось приобрести больше десяти комплектов Ардуино, это своеобразные высокотехнологичные конструкторы, применяемые в системах автоматизации процессов и робототехнике. По счастливой случайности я нашёл спонсора, который оплатил их покупку. Чтобы пользоваться Ардуино, надо научиться. Уговорил преподавателей, чтобы те безвозмездно провели занятия для студентов и школьников. Хакатону предшествовала подготовка — два месяца. И она была неоплачиваемой. Первый хакатон должен был стать промоушеном, на презентацию приглашались представители предприятий. Но, видимо, в субботу и воскресенье у них возникли более приоритетные дела, чем знакомство с инновационными предложениями молодых.
— Но, с другой стороны, проблема-то глобальная: может ли Россия похвастаться, что она принадлежит к державам, где развиваются инновации?
— Во всём мире основной источник финансирования инноваций не государство, а частный инвестор. В Новгороде компаний, готовых вкладываться в рисковые проекты, где до конца не ясен результат, практически нет. А гениальность инвестора и заключается в том, что он видит смысл поддерживать инновационные проекты и потом на них зарабатывать. К слову, гораздо больше, чем когда эти средства он положил бы в банк, тем более неизвестно, что будет с этим банком в будущем. Крупным фирмам, таким, как Газпром, Росатом, эксперименты с инновациями не нужны, если нужно, они научно-технические разработки купят. В помощи нуждаются компании среднего уровня. И ничего особого предпринимать для этого не надо.
В США для начала работы предприятие готовит одну бумагу. Отчётность по налогам готовит нанятая им аудиторская компания, которая и отвечает за корректность её составления. В России поход к налоговикам — стресс. А предпринимателю, решившемуся организовать инновационный бизнес, нужно обложиться десятком документов, чтобы доказать, что он не жулик. И всё же, несмотря на массу трудностей, молодёжь продолжает заниматься творчеством в технических областях.