или Понедельник начинается в четверг. Об отставке и назначении рассуждает Геннадий РЯВКИН, главный редактор газеты «Новгородские ведомости»
Отставка лидера и назначение нового — жирный сезон для журналистов и политологов. Про «хромую утку» можно писать и говорить еще больше гадостей. А если просчитаешь преемника, так и на преференции заявочку можно вперед всех скинуть.
В ожидании пресс-подхода Сергея МИТИНА утром 13 февраля, когда в холле третьего этажа Дома правительства нашей братии собралось как никогда много, я случайно услышал (уши под пиджак не спрячешь) от одной принципиальной оппозиционерки: «С Никитиным надо задружиться поскорей».
С подачи «Ведомостей» и РБК имя гендиректора Агентства стратегических инициатив Андрея НИКИТИНА было вброшено в аудиторию еще 9 февраля. Никто его назначения не подтверждал, а кому положено — отрицали. Но какие-то еще имена всплывали и тут же тонули. Наиболее посвященные и просветленные вспомнили, что это креатура Владимира ПУТИНА, который «в мае 2011 года (на тот период — председатель Правительства России) объявил о создании Агентства стратегических инициатив — площадки, где бы представители бизнеса, гражданского общества решали свои проблемы и реализовывали проекты — и стал председателем Наблюдательного совета АСИ». А Андрей Никитин в неполные 32 — генеральным директором.
Правда, руководителя выбирали по конкурсу, но окончательное слово, как поведал мне журналист ТАСС, предоставивший эту информацию, было за Владимиром Владимировичем. Итак, в начале было Слово, и Слово было «Да». Наверное, президент не только резюме участников конкурса читал. Смехестественно предполагать, что не было предконкурсной подготовки.
Таким был старт на нерасчетную орбиту. Ведь задачи, которые ставились перед АСИ, в комплексе не решали ни министерства, ни ведомства. Это было учреждение не над, не под, а вне Системы, коему предстояло работать на Систему, изменяя и совершенствуя оную.
Спустя пять лет, 21 июля 2016 года, Владимир Путин на заседании экспертного совета АСИ скажет: «Как вы помните, был объявлен открытый конкурс на замещение руководящих должностей в АСИ. Тогда у многих, в том числе и у меня, был соблазн поставить во главе агентства известных специалистов с солидным послужным списком. Но мы приняли правильное решение — осуществили выбор тех, кто сегодня руководит АСИ, через конкурс». Этот завуалированный комплимент стоит гораздо дороже прямого, цветистого (впрочем, не свойственного президенту).
Какой смысл затаен был в нем для Никитина? Сегодня он уверяет, что не видел ничего, кроме высокой оценки. Ах да, еще! 13 февраля с.г. он признается РБК: «Где-то год назад Герман Оскарович Греф (председатель правления Сбербанка — РБК), член набсовета АСИ, на заседании совета поднял вопрос о том, что если есть какие-то хорошие результаты, надо бы директоров АСИ куда-то продвигать. Он это сказал просто в режиме обсуждения. Примерно тогда же руководитель спросил меня, готов ли я к выполнению более ответственной задачи. Я сказал, что, конечно, готов. Но никаких конкретных разговоров не было». Руководителем Никитин называет президента...
Но это всё экзерсисы заднего ума. Интригу понедельника определяло не только назначение, но и отставка. Без нее — никуда. А Сергей Митин ни об отставке, ни о сложении полномочий не сказал. Он сказал только, что не пойдет на выборы. И внимательных слушателей сбил с толку. Иначе для чего-почему региональная «Единая Россия» объявила 7 февраля о начале подготовки к праймериз?
Ей-ей, я не мог произнести эти слова вслух! Но ко мне подошел знающий человек и доверительно произнес: «Назначение назначено на два часа. Я вчера весь вечер писал биографию». «Чью?» — затупил я. «Ну, не свою же, — ответил он. — Молодого человека».
Вот так вот и убивают интригу. Хотя, по мне, так и правильно. Без политеса, строго по протоколу: заявление — на стол, виза — на заявление.
...Знающий ошибся на полчаса. В 13.30 Владимир Путин подписал указ № 64, а в 13.35 Андрей Никитин был приглашен к президенту. С его слов, там он и узнал о назначении.
Или не там? Сегодня это абсолютно не имеет значения. Никитин сказал очень правильные слова со ссылкой на маленький город Миасс, где вырос: «Нужна перспектива — люди должны понимать, куда идет регион, каким его видит руководство, что планирует. И когда перспектива есть, они начинают относиться к своей жизни по-другому».