Федеральные чиновники в который раз изучают настроение граждан, прибегая к провокационным методам. Так считает Людмила ДАНИЛКИНА, редактор газеты «Новгородские ведомости»
В начале февраля прошел информационный вброс в СМИ о возможном запуске в текущем году программы адресной продуктовой помощи жителям страны. Глава Министерства промышленности и торговли Денис
Мантуров заявил, что идею в ведомстве начали продумывать еще в 2015 году. И что в настоящее время программа прошла основные этапы согласования со смежными ведомствами.
По его словам, нуждающиеся граждане на банковскую карту (изначально шла речь только о российской платежной системе «Мир», но возможно задействовать и другие карты, подключенные к центральной процессинговой системе) будут получать некую сумму (по разной информации, от 500 до 1400 рублей в месяц), на которую можно купить продукты питания в магазинах, также подключенных к данной системе. В перечне продуктов — только отечественные товары: хлеб, крупы, яйца, растительное масло, мясо, рыба, молочные и макаронные изделия, овощи, фрукты, сахар, соль и другие. В списке нет алкогольных и табачных изделий.
По поводу того, во сколько обойдется запуск программы продовольственных карточек, в ведомстве путаются, называя то порядка 100 млрд. рублей, то 140, а то и более 200 млрд. рублей. Финансирование предполагается из федерального и региональных бюджетов, количество потенциальных участников программы — около 15–16 млн. человек.
Но в данной информации, полученной СМИ из Минпромторга, много неясного. Это и делает возможным предположение, что в реальности программу адресной продуктовой поддержки пока вводить не собираются. А вот узнать, как на эту новость отреагируют в стране, хотят, поскольку раз разработанный еще два года назад проект до сих пор упоминается в высших эшелонах власти, значит, кабмин все же имеет его в виду на будущее.
Так какого туману напустили чиновники в своих обоснованиях программы?
Непонятно, кто и исходя из каких критериев может претендовать на карточные суммы. Проще всего за точку отсчета брать прожиточный минимум (среднероссийский — 9889 рублей). Но загвоздка в том, что в каждом регионе он свой (в Новгородской области за IV квартал 2016 года — 9751 рубль), и разработчики программы не объясняют, как с этим быть.
Я уже отметила, что точную сумму финансирования проекта в министерстве не называют. Да, заявляется о софинасировании федерального и региональных бюджетов. Но дать сейчас дополнительную нагрузку субъектам РФ, многие из которых и так являются дотационными, размер закредитованности которых достиг предельных показателей и которые изо всех сил пытаются свести концы с концами, — это удар под дых, на который вряд ли решатся в Москве.
Понятно, что перечень участвующих в программе отечественных товаропроизводителей и выпускаемых ими продуктов питания, которые можно будет оплатить продуктовыми картами, федеральный центр отдаст на откуп регионам. А это же раздолье для взяточников! Хочешь, чтобы твой товар был в списке, — плати. И потом, как отмечают эксперты Института региональных проблем, карточная система может создать опасность снижения качества, поскольку у производителей продуктов, включенных в реестр, станет меньше стимулов бороться за покупателя. К тому же не исключено, что списочный состав поставщиков поднимет отпускную цену на товары по карточкам для нуждающихся.
И еще. С какой это радости программой адресной помощи бедным людям занимается Министерство промышленности и торговли, а не труда и социальной защиты? Мантуров не скрывает, что из этого проекта пользу должны извлечь российские производители и экономика в целом. Так, по прогнозам, эффект может составить дополнительные 0,8% роста ВВП. Ну а если при этом получится еще и людей поддержать, попавших в сложную жизненную ситуацию, — тоже неплохо.
Информационный вброс произошел, напомню, в начале февраля. И с тех пор Минпромторг по этой теме хранит полное молчание. Что лишний раз подтверждает, что нас с вами снова испытывают на прочность, как и с повышением пенсионного возраста. Предложения эти не вызывают у людей одобрения, но если про них периодически говорить с положительной точки зрения, то и восприятие, возможно, изменится. Хотя бы на нейтральное.