И ещё несколько фактов о судьбе 2-й ударной армии
9 апреля в поселке Тесово-Нетыльский прошел V Международный военно-исторический фестиваль «Забытый подвиг — Вторая ударная армия». Гостям фестиваля будет представлена историческая реконструкция эпизодов боев весны 1942 года за коридор снабжения названной армии. Шоу получилось на славу. Оно вообще с каждым годом становится всё масштабнее, всё грандиознее. И всё дальше вытесняет смысл мероприятия, очень четко отраженный в названии.
Нынче фестиваль приурочен к 75-летию военной драмы, случившейся в новгородских лесах и болотах. И самым странным образом по дате совпал с фактической ликвидацией фашистами узкого (1,5—2 км) «коридора снабжения» 2-й ударной. Это произошло 9 апреля 1942 года: фашисты замкнули кольцо вокруг нашей армии. Дальше было ее планомерное уничтожение огнем и голодом.
Правда, 30 марта командующий Волховским фронтом генерал Мерецков донес в Ставку, что коммуникации 2-й ударной армии освобождены и в ближайшие два дня разгром врага, обороняющего Спасскую Полисть, будет завершен. То есть на Волховском фронте наступит перелом. А вышло строго наоборот. «Коридор как бы пульсировал, — вспоминал генерал Коровников, — то сужаясь, то расширяясь. Прицельный огонь все чаще сменялся выстрелами в упор. Нередко завязывались рукопашные схватки». По коридору ночью наши солдаты таскали орудия и продукты на передовую и раненых — в тыл. 23 марта заместитель командующего Волховским фронтом генерал Власов доносил в Ставку про 2-ю ударную: «Армия имеет запасы: хлеба по 25 марта 1942 года; жиров, сала, овса, сена, сахара, соли — нет. Начался падеж конного состава. Боеприпасы на исходе... В армии скопилось до 3000 раненых».
8 апреля он отправится туда во главе спецкомиссии, 20 апреля примет командование армией (сохранив должность замкомфронта). 16 апреля генерал Мерецков будет снят с должности командующего фронтом и понижен до командарма.
Мы вспоминаем трагедию Мясного Бора, но нельзя забыть, что Мерецков возглавит 33-ю армию, которая в это время воевала под Вязьмой, тоже в окружении, и почти вся там полегла. И если потери 2-й ударной составили примерно 50%, то 33-й — более 80%. Но Мерецков вернулся вскоре к командованию тем же самым фронтом. Почему?
5 января 1942 года на заседании Ставки ВГК с участием членов Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин изложил план предстоящей военной кампании. Суть состояла в том, чтобы «гнать немецкие войска на запад без остановки, заставить их израсходовать резервы еще до весны, когда у нас будут новые большие резервы, а у немцев их не будет, и обеспечить таким образом полный разгром гитлеровских войск в 1942 году». Верховный потребовал наступления сразу девяти фронтов, несмотря на то, что в 41-м мы потеряли без малого 4 000 000 солдат. И снова — вперед!
За время блокады Ленинграда немцы провели всего одну (успешную — взят Тихвин) наступательную операцию, а Красная Армия — семь в 1942 году и четыре — в 1943-м. И все неудачные. Любанская, о которой сейчас речь, — самая кровопролитная. Но по решению Ставки 7—18 января в наступление перешли все наши войска — от Ладоги до Крыма.
К слову, была поставлена и такая задача: 52-й армии в составе четырех стрелковых и 25-й кавалерийской дивизий должны были перейти в наступление с утра 9 января и не позднее 12 января овладеть Новгородом. Хотя прибывающие части, как докладывал 6 января 1942 года Мерецков в Генштаб, не вооружены или требуют довооружения; не подошли армейские артиллерийские полки, не подвезено горючее, недостаточно снарядов и т. п.
ДОНЕСЕНИЕ
заместителя начальника политуправления Волховского фронта
3 апреля 1942 г.
Начальник политотдела 2-й ударной армии полковой комиссар Фомичев в своем донесении сообщает о недостатках в работе артиллерийского отдела армии.
Практическая боевая деятельность артиллерии частей армии и работа артиллерийского отдела армии доказывают, что должного внимания к выполнению требования письма Ставки Верховного Главного Командования об артиллерийском наступлении не было. Контроль за использованием орудий, предназначенных для стрельбы прямой наводкой, отсутствовал...
...Стрельба по засеченным целям с наземным наблюдением в итоге дает бесцельный расход и перерасход снарядов. Звено корректировочной авиации артиллерийского отдела армии бездействовало.
...За все время боевых действий авиация не сделала ни одного фотоснимка узлов сопротивления и огневых точек противника, вследствие чего фотобатареи полков РГК бездействовали. Артотдел армии, зная это, ни разу не поднял вопрос перед отделом ВВС о производстве фотосъемок с воздуха, а также о засечке огневых точек противника по огневым вспышкам ночью...
Комиссар ГОРОХОВ
ЦАМО РФ. Ф. 204. On. 125. Д. 6. Л. 249—252.
А вот еще донесение, того же комиссара, точнее — уже начальника политуправления фронта, дивизионного комиссара Горохова.
15 апреля 1942 г.
По инициативе комсомольцев в частях нашего фронта бойцы и командиры организовали сбор бесхозного и трофейного военного имущества. ...На участках 2-й армии найдено: 26 минометов, пять станковых пулеметов, 45 ручных пулеметов, два противотанковых ружья, 2151 винтовка, 124 автомата, 800 снарядов, 425 мин, 2000 гранат, 72 650 винтовочных патронов, 680 противогазов, 85 пар белья, 25 плащпалаток, 11 пар валенок, 60 кавалерийских седел.
ЦАMO РФ. Ф. 217. On. 125. Д. 8. Л. 1—4.
На заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 8 июня 1942 года Сталин скажет: «Мы допустили большую ошибку, объединив Волховский фронт с Ленинградским. Генерал Хозин, хотя и сидел на волховском направлении, дело вел плохо. Он не выполнил директивы Ставки об отводе 2-й ударной армии. В результате немцам удалось перехватить коммуникации армии и окружить ее... Мы поручаем товарищу Мерецкову вместе с товарищем Василевским выехать туда и во что бы то ни стало вызволить 2-ю ударную армию из окружения, хотя бы даже без тяжелого оружия и техники».
В Книге потерь «Россия и СССР в войнах ХХ века» безвозвратные потери Красной Армии во время Любанской операции (7 января — 30 апреля 1942 г.) составили 95 064 человека; в операции по выводу из окружения 2-й ударной армии 13 мая — 10 июля — 54 774. Всего — 149 838. Минус, как сообщил вермахт, — 32 759 пленных и 9462 вышедших из окружения (Анатолий Исаев «Краткий курс истории ВОВ»). Всего погибло и умерло от ран 107 471 человек.
Фото пресс-службы правительства НО