На ИЛ-2, покоившемся в демянском болоте, найдена пластина с номером
В конце марта в лесу неподалеку от деревни Починок лесозаготовители наткнулись на фрагменты боевого самолета (лонжероны крыльев и бронекапсулу кабины) и сообщили о находке в поисковый отряд «Находка», сообщает пресс-служба экспедиции «Долина».
Люди на болоте
Марку машины поисковики установили сразу — штурмовик ИЛ-2 одноместной модели, как только нашли ее по рассказам лесопользователей. Но нашли не скоро. «Первые экспедиции завершились безрезультатно из-за снежного покрова, полностью укрывшего самолет, — рассказал командир ПО «Находка» Александр МОРЗУНОВ. — Хотя искали мы тщательно, даже медведя спугнули. Когда снег сошел, стала видна почти полностью сохранившаяся бронекапсула штурмовика. Лонжероны крыльев и низ кабины находились в слое льда, что затрудняло обследование. Но сохранность у конструкции оказалась достаточно редкая: видимо, пилот сумел сесть в болото на вынужденную».
Радость ценной находки была омрачена тем, что над самолетом «потрудились» собиратели металлолома. От двигателя, на котором обязательно присутствует заводской номер, остался только коленвал, с крыльев содрана вся дюралевая обшивка. А поскольку самолет сильно обгорел, все алюминиевые части кабины расплавились еще в те военные дни. Для поиска деталей с номером машины надо было ждать более теплой погоды.
Врио губернатора Новгородской области Андрей НИКИТИН, узнав о находке, очень ею заинтересовался и решил лично принять участие в экспедиции. Выезд для детального обследования был назначен на 23 апреля. Нам сказали, что к открытию поискового сезона (24 апреля) это не подгадывали: условия и сроки диктовала погода.
— Хотя воскресное утро не сулило ничего хорошего: циклон принес снег, и пейзаж опять напоминал зиму, — поделился впечатлениями председатель Совета командиров поисковой экспедиции «Долина» Игорь НЕОФИТОВ. — Путь к месту падения самолета, а это примерно 15 километров, наш тягач преодолевал два часа. С учетом обильных осадков и низкой температуры такие выезды даже для бывалых поисковиков — не прогулка. Но все были уверены, что экспедиция пройдет успешно.
Как сообщает пресс-служба «Долины», поисковики проводили обследование самолета по колено в воде, пустив в ход щупы. Почти сразу нашли оторвавшееся при посадке шасси, а на дюралевом щитке — номер.
Возможно, это заводской номер машины. Во время войны его, как правило, дублировали краской на фюзеляжах, набивали пластинки (шильды). Однако шасси со щитками могли и поменять, если оно было повреждено в бою. И тогда — это номер совсем другой машины. Как бы то ни было, но номер есть, и впереди — архивный поиск.
Это сказал Александр Морзунов. Он уверен, что историки советской авиации разберутся, помогут узнать о принадлежности боевой машины и о том, кто ее пилотировал. Если выяснится, что летчик не вернулся с боевого задания, в мае будет проведена еще одна экспедиция с целью обнаружения останков пилота.
Время секретарей
К сожалению, журналисты «НВ» в этой экспедиции участия не принимали. Нам элементарно не хватило... места. Организаторы поездки сделали ставку на пресс-секретарей. Ну, что поделаешь, такое сейчас время — секретарей. А они-то знают, что пресс-релиз лучше любого репортажа. А фоторепортаж можно и с планшетом сделать. Да даже с айфоном!
Тем не менее считаем нужным кое-что добавить к добросовестному изложению релиза. В частности, в нем несколько раз используется термин «бронекапсула». В действительности на ИЛ-2 бронекапсул не было в течение всей войны.
Когда нарком авиационной промышленности Алексей Шахурин 14 декабря 1940 года издал приказ № 739 о запуске в серийное производство одноместного штурмовика ИЛ-2, для защиты машины было решено установить новый бронекорпус с усиленным по результатам полигонных испытаний на обстрел бронированием. При этом толщина задней бронестенки составила 12 мм, верхние боковые стенки кабины летчика сделаны толщиной 8 мм; боковые стенки, прикрывающие нижний бензобак, и боковые вертикальные стенки, защищающие маслобак, — 6 мм.
В дальнейшем на серийные ИЛ-2 после госиспытаний установили козырек фонаря кабины летчика из прозрачной брони толщиной 64 мм, а на подвижной части фонаря — плексиглас и металлические боковины. Однако по-прежнему отсутствовала броневая защита над головой пилота. Считалось, что истребители противника не смогут эффективно атаковать штурмовик сверху вследствие защиты первого своими истребителями. Война внесла свои коррективы — должного прикрытия штурмовики не получали, что приводило к чувствительным потерям машин и летного состава. Поэтому уже в 1942 году начались работы по созданию места для стрелка-радиста в хвостовой части ИЛ-2. Но он-то был вообще ничем не защищен, кроме стенок фюзеляжа!
А первые бронекапсулы появились на немецком штурмовике (тоже одноместном) Hs-129B-2 («хейнкель») в 1943 году. Кабина пилота на нем представляла собой цельный бронированный короб, который был сварен из листов стали толщиной 6 мм.
Вместо эпилога
8 апреля 2015 года на заседании областного оргкомитета «Победа» были озвучены факты, свидетельствующие о ненадлежащем содержании воинских захоронений на территории Великого Новгорода. 23 апреля Дума Великого Новгорода на очередном своем заседании обсудила ход подготовки города к 70-летию Победы. О готовящихся мероприятиях доложил вице-мэр Вадим Фадеев.
Понятно, что г-ну Фадееву сейчас не с руки заниматься военно-патриотической работой: он томится в СИЗО по подозрению в распространении детской порнографии.
Но День Победы всё равно придет (9 мая). И не только в Новгород. Хотя дата будет не круглая. Оргкомитет затаился. Да и стоит ли нынче суетиться на захоронениях?
Василий ДУБОВСКИЙ,
Геннадий РЯВКИН
Фото пресс-службы Правительства Новгородской области