Оптимизировали, оптимизировали, да не дооптимизировали
Не так давно в поддорской деревне Бураково произошло Событие: приехали медики из областной клинической больницы (НОКБ) — кардиолог, офтальмолог и невролог. У местного ФАПа собралось несколько десятков человек. На приём к врачам хотели попасть недужные из ближайших и не очень деревень. Даже старики шли пешком по полям и лесам.
В общем-то, несложно представить, что творилось в маленьком ФАПе. За четыре часа каждый специалист принял по 30 человек. И я не завидую ни докторам, ни тем, кого они осматривали, поскольку врачи — не автоматы. Тем более, выяснилось, что многим из обратившихся нужны были врачи совсем другого профиля. Но приняли всех.
Надо сказать, что бригады врачей НОКБ в сельскую местность выезжают регулярно. Один из докторов мне однажды рассказал, что вообще-то они не афишируют дату приезда. Медики районных больниц и ФАПов отбирают пациентов, нуждающихся в консультации, к ним-то и едут специалисты НОКБ. Но в деревне исправно функционирует сарафанное радио, и упускать случай жители не собираются. Поэтому ситуация в Буракове — совсем не исключение.
А для меня — красноречивая иллюстрация оптимизации лечебных учреждений в регионе. Ажиотаж вокруг визита областных врачей вряд ли возник, если бы районная больница была укомплектована узкими специалистами. Другое дело — нашлась бы им достаточная для адекватного заработка нагрузка, ведь в том же Поддорском районе — чуть более 4000 жителей?
Для ответа не только на этот вопрос на прошлой неделе в Великом Новгороде ОНФ «накрыл» круглый стол, пригласив к нему представителей пациентских общественных организаций и специалистов департамента здравоохранения. Модератором беседы стал директор Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард ГАВРИЛОВ. Накануне встречи он побывал в Старорусской ЦРБ и посетил несколько ФАПов. На дверях некоторых, сообщил Гаврилов, увидел тяжёлые замки.
— В 517 населенных пунктах Новгородской области не имеется никаких медицинских подразделений, а жители 23 населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или иному медицинскому подразделению первичного звена, — говорил Эдуард Гаврилов. — Снижение доступности медпомощи, по-видимому, стало одной из причин неисполнения в 2016 году целевого показателя по снижению смертности, установленного для Новгородской области госпрограммой «Развитие здравоохранения» — 17,4 случая на 1000 населения против целевого показателя 16,5.
Но московский эксперт тут же добавил: проблемы с доступностью медпомощи в нашей области типичны для большинства регионов, которые специалисты Фонда «Здоровье» уже посетили. По замечанию Гаврилова, оптимизация государственных медучреждений проводится в стране непонятно как. Например, по неизвестным причинам Минздрав снизил целевой показатель обеспеченности населения врачами с 44,2 человека на 10 000 населения до 40,2.
Гаврилов попросил первого заместителя руководителя департамента здравоохранения Сергея КОЛЕСНИКОВА прокомментировать, что он думает по поводу показателей и как их можно улучшить. Сергей Викторович для начала напомнил приказ Минздрава, согласно которому норматив для размещения одной районной больницы — не меньше 20 000 человек, прикреплённых к ней.
— В половине наших районов вообще не должно остаться ЦРБ, — сказал он. — Есть районы, в которых количество населения не превышает пяти тысяч человек. Это Холмский, Поддорский, Марёвский. Однако несмотря на министерский приказ в каждом муниципалитете имеются центральные районные больницы с койками круглосуточного пребывания.
Посмотрела я этот приказ, вступивший в силу год назад. Формулировка «Рекомендуемая численность обслуживаемого населения» оставляет, конечно, надежду, что процесс перевода ЦРБ в амбулатории или в филиалы межрайонных медицинских центров не станет повсеместным в области. Но думаю, что полный оптимум ещё не достигнут.
Фото из открытых источников