Не утихают споры по поводу того, что современные школьники в развитии и стремлении к учебе очень сильно отличаются от сверстников советского периода. Есть ли научный сравнительный анализ данных?
Мария ПРОШНИНА,
Великий Новгород
Учёные НИУ ВШЭ провели исследование поведения пятиклассников и сравнили с подобным наблюдением Д. Эльконина и Т. Драгуновой середины 1960-х. Результаты представлены в работе «Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е».
В 1967 году Эльконин и Драгунова рассмотрели учебную деятельность, общение с товарищами, взрослость, этические нормы поведения. По этим же направлениям повели анализ и ученые ВШЭ.
Что касается учебы, то ее ценность признавалась детьми как в 1960-е, так и в 2010-е.
Общение с товарищами в прошлом ценилось высоко — на протяжении всего учебного года пятиклассники стремились участвовать во всем происходящем в классе совместно с друзьями. Спустя же 50 лет оказалось, что одни школьники сочетают учебу с активным общением, а другие еще не дозрели до коммуникаций. И ученые ВШЭ выделили четыре типа учеников. «Младшие школьники» (ведут себя, как ученики начальных классов: прилежны, не спорят с учителем, сверстники для них — лишь партнеры по выполнению заданий в школе). «Истинные тинейджеры» (для них значимо общение, а не учеба, у них начался переходный возраст, сопровождаемый протестами и конфликтами на уроках). «Смешанные подростки» (эти дети одновременно хотят и хорошо учиться, и много общаться, для них важно мнение учителя, оценки на уроках, но при этом они защищают собственное пространство и свое мнение). «Подавленные дети» (школьники этой группы не интересуются учебой и мало общаются со сверстниками).
В 1960-е исследователей интересовало возникновение чувства взрослости как индикатора того, что ребенок как раз перестает быть ребенком. Среди изменений, происходящих с детьми, Эльконин и Драгунова особо выделили изменения взаимоотношения со взрослыми. У одних ребят они касались только дома, у других — семьи, у некоторых — и дома, и семьи. Раньше дети сами разогревали еду, делали уборку, ходили в магазин и старались позаботиться о родителях. Нынешние же пятиклашки, как отмечают ученые ВШЭ, выполняют работу по дому эпизодически и часто не по своей воле. На вопрос, чего ждут от них родители, подростки отвечают про свою хорошую учебу и профессию, и ни слова об «отдаче» в отношении родителей и поддержке семьи.
И если в 1960-е дети стремились к равенству в правах со взрослыми, то в ответах детей 2010-х отсутствует «претензия на взрослость», для многих взросление вообще не представляет собой никакой ценности.
Фто из открытых источников