Четверг, 24 июля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Взрослость как явление

Не утихают споры по поводу того, что современные школьники в развитии и стремлении к учебе очень сильно отличаются от сверстников советского периода. Есть ли научный сравнительный анализ данных? Мария ПРОШНИНА,Великий Новгород

Не утихают споры по поводу того, что современные школьники в развитии и стремлении к учебе очень сильно отличаются от сверстников советского периода. Есть ли научный сравнительный анализ данных?

Мария ПРОШНИНА,
Великий Новгород

Учёные НИУ ВШЭ провели исследование поведения пятиклассников и сравнили с подобным наблюдением Д. Эльконина и Т. Драгуновой середины 1960-х. Результаты представлены в работе «Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е».

В 1967 году Эльконин и Драгунова рассмотрели учебную деятельность, общение с товарищами, взрослость, этические нормы поведения. По этим же направлениям повели анализ и ученые ВШЭ.

Что касается учебы, то ее ценность признавалась детьми как в 1960-е, так и в 2010-е.

Общение с товарищами в прошлом ценилось высоко — на протяжении всего учебного года пятиклассники стремились участвовать во всем происходящем в классе совместно с друзьями. Спустя же 50 лет оказалось, что одни школьники сочетают учебу с активным общением, а другие еще не дозрели до коммуникаций. И ученые ВШЭ выделили четыре типа учеников. «Младшие школьники» (ведут себя, как ученики начальных классов: прилежны, не спорят с учителем, сверстники для них — лишь партнеры по выполнению заданий в школе). «Истинные тинейджеры» (для них значимо общение, а не учеба, у них начался переходный возраст, сопровождаемый протестами и конфликтами на уроках). «Смешанные подростки» (эти дети одновременно хотят и хорошо учиться, и много общаться, для них важно мнение учителя, оценки на уроках, но при этом они защищают собственное пространство и свое мнение). «Подавленные дети» (школьники этой группы не интересуются учебой и мало общаются со сверстниками).

В 1960-е исследователей интересовало возникновение чувства взрослости как индикатора того, что ребенок как раз перестает быть ребенком. Среди изменений, происходящих с детьми, Эльконин и Драгунова особо выделили изменения взаимоотношения со взрослыми. У одних ребят они касались только дома, у других — семьи, у некоторых — и дома, и семьи. Раньше дети сами разогревали еду, делали уборку, ходили в магазин и старались позаботиться о родителях. Нынешние же пятиклашки, как отмечают ученые ВШЭ, выполняют работу по дому эпизодически и часто не по своей воле. На вопрос, чего ждут от них родители, подростки отвечают про свою хорошую учебу и профессию, и ни слова об «отдаче» в отношении родителей и поддержке семьи.

И если в 1960-е дети стремились к равенству в правах со взрослыми, то в ответах детей 2010-х отсутствует «претензия на взрослость», для многих взросление вообще не представляет собой никакой ценности.

Фто из открытых источников

РЕКЛАМА

Еще статьи

Деревни ближние

Деревни ближние

и дальние на маршруте автомагазина Александра ЯКОВЛЕВА В автомагазин загружен еще теплый хлеб и батоны, другие товары, ...

Аккуратное счастье

К чему приводит идеальный порядок в шкафу?

Главный врач министерства

Главный врач министерства

Исполнять обязанности министра здравоохранения Новгородской области будет Антонина САВОЛЮК. Она приступила к работе в ст...

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

НОВОСТИ Е-МОБИЛЕЙ НА IDOIT.RU —

В 2020 ГОДУ OPEL ВЫПУСТИТ ХЭТЧБЕК OPEL CORSA В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВЕРСИИ Разработка электромобилей — новый и стремительно ра...

Бежим и чистим

Что такое плоггинг и почему за него надо бороться

Воскресный поход

Воскресный поход

Выборы депутатов Думы Великого Новгорода пройдут 9 сентября Вчера, 19 июня, прошло внеочередное заседание Думы Великого...

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 23.07.2025 года

РЕКЛАМА