Благоустроенные квартиры в новых домах в Горках Ратицких нужно ещё доблагоустраивать
Пять одноэтажных жилых домов в Горках Ратицких, возведённых по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, за минувший год не раз привлекали внимание главного федерального инспектора, прокуратуры, СМИ.
Дом-полуфабрикат
Казалось бы, вот оно, благоустроенное жильё — вселяйся и радуйся. Вода горячая из бойлера, тёплый туалет в доме. Но тем, кому, собственно, все эти коммунальные блага предназначались, с переездом не спешили. Уже после официальной сдачи домов в эксплуатацию, а это было ещё в начале 2016 года, в них обнаружилась масса огрехов. На откосах оконных рам — плесень, на стенах — протечки, ванны в санузлах качались из стороны в сторону, и даже линолеум пошёл волнами.
Вот и сейчас один дом из пяти так и продолжает быть необжитым, да и в других — половина квартир пустует. Одна из тех, кто всё-таки справил новоселье, пенсионерка Надежда Николаевна ВАРЛАМОВА. К большинству недоделок она более или менее приспособилась, но к одной так и не смогла. Автономная система отопления, как показала минувшая зима, совсем не справляется с поставленной задачей — не греет, хоть тресни. Женщина как вспомнит, так вздрогнет — а впереди-то морозы.
— Чтобы не замёрзнуть в квартире, хожу в рейтузах и двух шерстяных носках. Котёл затопила, но тепло уходит. Система его не держит. Я в морозы от котла не отхожу, дрова всё время подбрасываю, — общаться мы начали на улице. — А ещё крысы по натяжному потолку бегают и в отверстия для лампочек свои морды высовывают.
Надежда Николаевна уверена: причина, почему быстро остывает жильё, кроется в обустройстве потолка — представляет он собой плёнку, 20-сантиметровый слой утеплителя и рейки — всё! Жалуются на него и жильцы из соседней одноэтажки, построенной по аналогичной технологии.
— Как мы радовались, когда нам предложили переехать в трёхкомнатную квартиру из своего старого дома, который раньше был амбаром. Моя мама в очереди на переселение стояла с советских времён, — рассказывает Анастасия ФОЩЕНКОВА. — А в январе из строя вышел котёл, так пришлось по всей деревне собирать обогреватели. В нашей квартире унитаз подтекает с момента переезда, а как его отремонтировать, не знаю — я всю жизнь в деревенском доме прожила.
У Анастасии трое маленьких детей, младшему из которых четыре месяца. Её семья делит квадратные метры с матерью и отчимом.
Позиция женщин — всё некачественное необходимо заменить и переделать. Становиться полноправными владельцами квартир они принципиально не хотят, их устраивает статус нанимателей жилого помещения. Раз районная администрация — собственник квартир, то пусть она и понуждает застройщика исправлять недочёты.
— Вот в Москве тоже идёт переселение граждан по программе реновации жилья, но там разработано несколько вариантов для населения. А нас не спрашивали ни о чём. Эти дома не для людей, — делится своим мнением Варламова. — Знаете, сколько я плачу за свою квартиру? В холодное время выходит около 5 тысяч рублей в месяц. Это плата за электричество, газ, в том числе и за его доставку, соцнайм, текущий ремонт. В городах такая же квартплата, но там с такими проблемами, как у меня, люди не сталкиваются.
И так сойдёт
В настоящее время районная администрация судится со строительной компанией. Надо полагать, что случилось это после нажима со стороны прокуратуры, которая прошлым летом указала главе района на необходимость следить за тем, как застройщик исполняет свои обязательства по муниципальным контрактам.
23 ноября состоится уже четвёртое заседание в арбитражном суде Новгородской области. Как сообщила заместитель председателя районного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорожной деятельности Светлана СЕМЁНОВА, предметом тяжбы стали протечки в системе водоснабжения в квартире Фощенковой, отсутствие крана для регулирования тепла в системе отопления в квартире Варламовой, а также протечка в канализационной трубе. Но это же мелочь.
— Данные дефекты были выявлены во время обследования домов жилищной инспекцией. Фирма обещала их устранить. А что касается потолка, его тоже проверяли. Сделан он по проекту, — пояснила она. — Спор со строителями идёт вокруг септика, на который требуется нарастить горловину, двух смятых труб на кровле одного из домов и неправильной отмостки у другого. Будет назначена экспертиза, чтобы выяснить, недостатки вызваны механическим повреждением или это результат некачественной работы строителей. Администрация рассчитывает, что проводиться она будет за счёт компании.
По словам Светланы Семёновой, дома, где живут Надежда Николаевна и Анастасия, неплохие, на что указывают хотя бы стены из газобетона. А то, что далеко не все «переселенцы» перебрались в жилье со всеми удобствами, объяснила тем, что свои жизни они обустроили далеко от Горок Ратицких. Однако факт остаётся фактом — новенькие квартиры в деревне оказались не особо-то и нужны людям.
— Есть квартиросъёмщики, которые хоть и не живут в данных домах, но протапливают и проветривают своё жильё, — прокомментировала Светлана Семёнова. — За жильём по социальному найму проводится муниципальный контроль. Один из нанимателей, когда разморозил котёл, чтобы избежать судебных разбирательств с администрацией, добровольно отказался от квартиры. Она была передана нуждающейся молодой семье. И, кстати, её глава сообщил, что доведёт её до ума собственными силами.
Вместо эпилога
Надежда Варламова приглашает меня в гости, показывает на кухне свой чудо-агрегат, дающий тепло. Работает он только, если есть электричество. Отключат его, можно о тепле забыть. Открывает свой погреб, чтобы я убедилась — вода скапливается под домом, проводит в санузел, где пол в потёках, появившихся из-за... неисправной канализации, демонстрирует мне щели в стенах и просветы вокруг входной двери.
— Мне так в администрации и сказали: «А что вы хотите, у вас жильё экономкласса». А я хочу, чтобы мне тепло было, — скажет она.
И никто её не убедит, что так надо было строить по проекту.
Фото Анны Мельниковой